Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского после Литургии в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
1 августа 2024 г. 14:50

1 августа 2024 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы сегодня вспоминаем преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, которого называем чудотворцем, потому что как при жизни, так и после своей кончины он совершил и совершает многие чудеса. Все православные люди, в общем, знают его житие. Знают, что с человеческой точки зрения он был глубоко несчастен: в детстве упал с колокольни, чуть не разбился, стал инвалидом — низкого роста, согбенный, немощный… У нас таких сейчас отправляют на пожизненное пребывание в соответствующих учреждениях, где за ними следят, ухаживают. А преподобный Серафим Саровский, будучи глубоким инвалидом, практически неспособным к жизни в обществе, уходит даже из этого общества. Куда? В лес, чтобы там жить и молиться. А ведь в лесу и дикие звери, и дров нужно нарубить, чтобы костер или печурку разжечь, и продукты питания какие-то нужно иметь. А как всё это в лесу? Всё же самому надо делать — выращивать, ухаживать, заботиться, обеспечивать просто физически свое существование. И каково это для инвалида, который ни на что не был пригоден в обществе?

Но именно здесь, в этом лесу, в этой пустыне, и раскрывается сила благодати Божией, которая почила на преподобном. Он силой Божией живет в этом лесу. Не просто физически поддерживая свое существование — он молится, да как молится — стоя на камне! И молитва — тысячу дней и ночей! Не следует думать, что преподобный не сходил с камня — конечно, сходил. Но местом его молитвы была не келья, а этот камень. И опять-таки, ведь не богатырь стоял на коленях на этом камне — инвалид, человек, неспособный даже к общежитию с другими людьми. Но на преподобном Серафиме Саровском явственно и просто — так просто, что понятно любому, — явилась сила Божия, благодать Божия, которая «немощная врачует и оскудевающая восполняет». И вся немощь преподобного уврачевана была этой силой Божественной благодати. Он был сильным, очень сильным, оставаясь внешне инвалидом, и эта сила была только от Бога. Не от тренировок, не от хорошего питания, не от прогулок на воздухе, не от медицины — только от Господа.

Современный человек, даже глубоко верующий, конечно, обращается к врачам, если что-то происходит со здоровьем. Ну и правильно, так и надо поступать. Но, наверное, мало кто возлагает надежду в первую очередь на Бога, а не на лекарства. Это не значит, что не надо принимать лекарства — нужно! Однако даже при самой лучшей медицине можно очень долго болеть, и мы знаем случаи, когда человек становится просто недееспособным, а врачи разводят руками и говорят: медицина не в силах разрешить такие вопросы, мы еще не достигли такого уровня. А преподобный Серафим — без медицины! Еще раз хочу сказать: я не призываю отказываться от медицины — напротив, нужно следить за своим здоровьем и лечиться, еще и потому, что мы ведь не такие, как Серафим Саровский. Мы же не способны тысячу дней на камне стоять и молиться — мы даже утром и вечером не всегда молимся. Утром на работу или еще куда-то — ну, вечером помолюсь. А вечером домашняя суета, заботы и снова забыли помолиться, ложимся, наспех перекрестившись, и спать. Ну какая тут благодать Божия? Откуда она возьмется?

Конечно, на камнях стоять не надо, а Богу молиться надо, особенно если из нашей жизни уходит молитва искренняя, сердечная. Не просто по молитвослову прочитал, и тут же всё забыл. Молиться так, чтобы мы почувствовали, что к Господу обращаемся. И никаких особых словесных выражений не надо — умом, сердцем обращаемся к Господу, просим Его помощи, а в ответ на это стараемся жить по Божиему закону. Потому что если просим Господа о помощи, а живем как люди неверующие, то вряд ли помощь к нам придет, и тогда слабая наша вера вообще исчезнет.

Когда я был ректором духовной академии, я жил в Санкт-Петербурге на квартире. И вот приходит соседка и говорит: «Ну, скажи ты мне, пожалуйста, — вот я всё Николаю Чудотворцу молилась-молилась, свечки ставила-ставила, а мужа взяли и посадили». Спрашиваю: «За что посадили?» Отвечает: «За воровство». Тогда я улыбнулся и сказал: «Теперь молись, чтобы он скорее вышел оттуда. Потому что никакая молитва не остановит Божий суд, который осуществляется, в том числе, посредством человеческого суда. И если муж воровал, то должен сидеть в тюрьме. А вот когда отсидит и выйдет на свободу, ты уж делай всё для того, чтобы у него восстановились силы, а самое главное — чтобы в Бога верил, и ты сама молись». Не знаю, достигли мои слова этой женщины или нет, но, думаю, в каком-то смысле достигли.

Простая молитва, обращенная к Богу с верой, совершает чудеса. И даже не требуется стояние на камне — вера требуется. И, конечно, еще раз скажу: чтобы вера не была мертва, нужно совершать добрые дела. Это просто как закон. Если ты христианин, ты обязан совершать добрые дела. Помочь в первую очередь тому, кто нуждается. Не всегда это возможно материально, если у самого недостаточно средств, но ведь как много способов помочь, поддержать словом, делом! Каждый может найти свой способ совершения добрых дел, ведь без добрых дел вера мертва есть (см. Иак. 2:17).

Сегодняшний праздник воспоминания о святом преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском, конечно, обращает нашу мысль к идеалу, каковым был преподобный Серафим, к великому подвигу молитвы, к великому подвигу воздержания, терпения, духовного мужества, и, конечно, большинство людей себя с таким подвигом не отождествляет. Но это не значит, что мы не должны этот пример хранить в своем сердце и делать то, что мы можем делать, то, что нам по силам. Самое главное — делать добрые дела. И еще раз повторю: если они уходят из нашей жизни, то и вера наша теряет всякую силу.

Именно такие мысли возникают, когда вспоминаешь дивный образ и жизнь святого преподобного Серафима, который всю свою энергию, все свои силы отдавал на молитву, а через эту молитву обрел великую силу и совершал множество чудесных дел, помогая людям, обращавшимся к нему за помощью. Его молитвами да хранит Господь землю нашу Русскую, да хранит Он всех нас и да укрепляет в вере и доброделании! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя