1 сентября 2024 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, за Литургией в Донском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Гавриила (Мельникова) во епископа Набережночелнинского и Елабужского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Гавриила на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Гавриил!
Неизреченная любовь Божия привлекла тебя сегодня в сей дивный храм, дабы ты, призванный по воле Вседержителя к высокому архиерейскому служению, стал, по слову апостола Павла, сосудом Его милосердия и делом явил богатство славы Христовой (Рим. 9:23).
Вместе с апостолом языков, обращавшимся некогда к Коринфской общине, прошу Господа, чтобы Его спасительная благодать не тщетно была принята и тобою (2 Кор. 6:1). Пусть же щедрые дары Духа, почившего на тебе чрез возложение рук святительских и по молитвам верующего народа, принесут твоими стараниями и усердием сторичный плод на ниве евангельской проповеди. Именно в этом — главная цель и основное содержание епископского служения. На эти непростые труды посылает тебя Церковь, которой заповедано свидетельствовать о Господе Иисусе даже до края земли (Деян. 1:8).
Впрочем, не на край земли, а на широкие просторы Прикамья и Поволжья, родные и дорогие сердцу русского человека, направляешься ты ныне. Здесь тебе предстоит надзирать за наследием Божиим (1 Пет. 5:2-3), по слову апостола Петра, заботясь о пастве Набережночелнинской епархии. Священный долг Патриарха побуждает преподать тебе сие отеческое наставление, руководствуясь которым, ты бы смог успешно проходить предлежащее тебе поприще. Потому отнесись к сказанному мною предельно внимательно. Не как к некоей необходимой формальности, но как к важной программе действий на всю твою жизнь.
Жизнь твоя с этого момента сильно изменилась: ты вошел под своды храма священномонахом, а выходишь архипастырем, которому вверены души тысяч людей. Но что же, разве до этого ты не служил Церкви? Разве не трудился во славу имени Христова и прежде? Конечно, трудился, и Сердцеведец видел твою ревность, дело веры, труд любви и терпение упования на Господа (1 Фес. 1:3), по слову апостола Павла.
Однако ответственность, которая вручена тебе ныне, воистину несоизмерима с той, что ты нес до сих пор. Одно дело — заботы о душою привязанных к тебе чадах и исполнение послушания, к которому лежит твое сердце. Совсем другое дело — добровольное несение скорбей ради того, чтобы спасительный свет Воскресения Христова воссиял и в ближних, и в дальних, и в любящих тебя, и в ненавидящих. Такова обязанность епископа, по слову апостола Павла: непрестанно возвещать Евангелие, проповедовать во время и не во время, увещевать со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2). Иными словами, надлежит тебе для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:22).
Возведи же очи свои и посмотри на нивы, как они побелели и поспели к жатве (Ин. 4:35)! Задачи духовного просвещения народа ныне особенно актуальны для Церкви. Слава Богу, давно миновали те годы, когда остро ощущался недостаток религиозной литературы, когда сложно было найти святоотеческие труды и богословские сочинения. Именно поэтому сегодня мы не имеем права работать «по старинке», цепляясь за представления прежних лет о форматах церковной жизни и полагая достаточным следовать неким устоявшимся шаблонам. Ныне мы имеем ценную возможность напитать умы и сердца соотечественников истинами Евангелия и приобщить людей к сокровищам православного предания, приучая их чувства к различению добра и зла (Евр. 5:14).
Посему, ревнуя о дарах духовных, старайся обогатиться ими к назиданию Церкви и более всего молись о даре истолкования (1 Кор. 14:12-13), дабы твое свидетельство о Христе Спасителе звучало ярко, убедительно и было ответом на вызовы времени, то есть на чаяния и проблемы людей.
Как человеку образованному и имеющему немалый преподавательский опыт, тебе вéдома польза от настоящего просвещения, которое помогает пастырю проповедовать не от ветра главы своея, но от истинной мудрости Церкви Христовой, напоенной Духом Святым (1 Кор. 12:13). К этому призывай и вверенных тебе священнослужителей. Поелику же пастырю надлежит самому хорошо уразуметь учение, прежде чем наставлять других, дóлжно сначала слово Божие сварить внутри своего сердца и солью разума растворить, как свидетельствует святитель Тихон Задонский, которого, насколько мне известно, ты весьма почитаешь. Что же значит сей оборот речи святителя? А вот что: возвещай пасомым волю Божию, но прежде твори ее сам (Наставления об обязанности пастырей).
Это и мой отеческий тебе завет, ибо на тебя будут устремлены взоры клира и мирян, для которых ты должен стать примером во всем: «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), как наставляет Тимофея апостол Павел. Заботясь о развитии социального служения в епархии, то есть о служении доброделания, и сам не избегай посещения нуждающихся, оказывай помощь обездоленным, поддерживай скорбящих и страждущих. Призывая других к активной работе, в том числе с молодежью, поспеши сам делом явить заинтересованность в общении с подрастающим поколением и в личном участии в просветительских проектах.
Вместе с тем, не забывай и о том, что «успех пастырского делания не столько зависит от внешних мероприятий, сколько является следствием духовного подвига и благодатной жизни самого пастыря». Уверяю тебя — слова эти, произнесенные Патриархом-исповедником Тихоном в качестве напутствия одному из новопоставленных иереев, справедливы для всякого служителя Христова, а наипаче для архипастыря, который самим иерархическим положением обращает на себя внимание многих людей, порою составляющих представление о Церкви именно по образу, который являет собой епископ. Посему, исполняя возложенное на тебя служение, стремись иметь «доброе свидетельство от внешних, дабы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим. 3:7). Речь не о комплиментах или лести, а речь о таком свидетельстве от внешних, которое связано с их обращением к Господу, с изменением их духовной жизни.
Тебе предстоит совершать епископские труды в регионе, где проживает немало мусульман, где исламская культура традиционно оказывает большое влияние на общественную жизнь. Пребывая в единомыслии с главой митрополии Высокопреосвященным Кириллом и действуя с мудростью и осмотрительностью, старайся, по выражению апостола Павла, быть в мире со всеми людьми (Рим. 12:18) и выстраивай добрые отношения с представителями мусульманских общин и c государственной властью.
Итак, весьма обширно поле твоей новой деятельности. Как же успешно совершить эти труды, представив себя Богу достойным (2 Тим. 2:15)? «Если возлюбишь пути правды, то обретешь вечную жизнь», — свидетельствует преподобный Ефрем Сирин (В подражание притчам). А потому с неизменным усердием «совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4:5), уповая на милость и помощь Божию, — и получишь от Пастыреначальника неувядающий венец славы (1 Пет. 5:4).
С этим напутствием вручаю тебе жезл сей — символ твоей архипастырской власти и апостольского преемства. Благословив народ от полноты ниспосланных тебе даров, гряди же с миром на новое служение Церкви, и да будет епископство твое угодно Создателю, Который да утвердит сердце твое непорочным во святыне пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь (1 Фес. 3:13).
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси