Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в праздник Донской иконы Божией Матери после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в праздник Донской иконы Божией Матери после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы
Версия для печати
1 сентября 2024 г. 15:16

1 сентября 2024 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным праздником, когда мы вспоминаем чудеса, проистекшие от Донского образа Пресвятой Богородицы. С этими чудесами связаны исторические моменты в жизни нашего народа — исторические не просто в силу политической значимости, но потому что от исхода этих событий зависело само существование нашей страны. Знаем и о мужестве ратных людей, мудрости полководцев, но ни те, ни другие не полагали, что их деятельность была причиной победы, но все соотносили победу с действием Божественной благодати, явленной через заступничество Пресвятой Богородицы.

Современный человек, даже тот, кто в храм ходит, молится, просит, нередко, получив просимое, особенно если это связано с успехами в профессиональной или политической деятельности, преисполняется в первую очередь уважением к самому себе — надо же, всё получилось, успел, сделал, убедил. Конечно, есть и те, кто в первую очередь Бога благодарит. Но чаще всего даже те, кто и в храм приходил, и просил, по получении просимого не очень-то Бога благодарят, а уж если и благодарят, то формально или материально — придут, свечечку поставят. А вот так, чтобы чудо в личной жизни, последствия которого имели очень важное значение для человека, стало поворотным его в духовной жизни, — такое случается, но в меньшинстве случаев.

Но благодарение Богу за совершённое деяние есть непременное условие того, чтобы оставалась жизненной и действенной наша вера. Когда верующий человек благодарит Господа за деяния, это значит, что цепь замыкается. Молитва была обращена к Богу, Господь услышал, подал, и в ответ на Божественное благодеяние мы отвечаем благодарностью. Господу благодарность не нужна, Он вседоволен, как учит нас Священное Писание, но это нужно нам, чтобы цепь замкнулась, чтобы она не остановилась на Божием благодеянии. Молитва, благодеяние и всё — вот и прервалась цепь, и благодать не дошла до нас, тех, кто просил о Божественном благодеянии. Поэтому благодарность Богу есть непременное условие — употреблю светское слово — эффективности нашего религиозного сознания, нашего религиозного чувства и нашей религиозной практики. Нет благодарения, и цепь полностью не замыкается, и токи Божественной благодати пресекаются. Поэтому благодарение, наряду с прошением, есть непременное условие того, чтобы благодать Божия прикасалась к нам.

Вот и величайшее Таинство, которое Сам Христос установил, — Таинство Святой Евхаристии, а ведь «Евхаристия», в переводе с греческого на русский, — это благодарение, это Таинство Благодарения. Совершая Литургию, мы максимальным образом благодарим Господа за Его благодеяния. Но так ли это, когда мы молимся во время Литургии? Молимся мы, конечно, больше всего о себе, о том, чтобы Господь нам что-то дал, исцелил, укрепил, вразумил, помог разрешить какие-то конфликты, — а ведь мы присутствуем на Литургии, во время Таинства Благодарения! Поэтому благодарение Богу – это главная наша молитва.

Вот давайте научимся всякое молитвенное действие в храме или дома начинать с благодарения Господу за всё, аще вемы и аще не вемы, за видимое и невидимое, потому что рука Божия над нами, над каждым из нас. И, поблагодарив Господа, можем смиренно вновь обратить к Нему прошение помочь — либо со здоровьем, либо в каких-то других жизненных обстоятельствах. И ведь знаем: Господь помогает. Но как же правильно всякому прошению предпослать искреннее, сердечное и осознанное благодарение Господу! Нас, конечно, спасает то, что сама Божественная литургия, как я только что сказал, является Таинством Благодарения, но мы в этой Литургии тоже должны соучаствовать своим собственным благодарением, а не только постоянными просьбами к Господу «подаждь, помоги, вразуми, укрепи, защити». Сказать: «Спасибо Тебе, Господи, за всё — за мое рождение, за мою жизнь, за мои радости и скорби, за то, что я стою пред Тобой в храме, обращаюсь к Тебе с верой и надеждой, что Ты меня услышишь. Благодарю Тебя за всё!» А потом, со смирением: «Не оставь и меня грешного или грешную, и помоги мне, в том числе и в тех трудных обстоятельствах, в которых я сегодня оказался».

Вот эта способность благодарить Господа ведь отмечена и в Евангелии. В повествовании о десяти прокаженных, девять из которых получили исцеление от страшной болезни, которая исторгала их из общества. Они не просто исцелились — они вернулись в общество. Перед ними открылась жизненная дорога, исполненная, может быть, многих благ и свершений. Ну что могло быть больше этого? А что последовало за этим чудом? Девять даже не подумали вернуться, чтобы поблагодарить Господа и Спасителя, — только один, и тот иноплеменник. Вот нам нельзя уподобляться тем девяти прокаженным, которые забывают поблагодарить, получив ответ на свои молитвы о благости Божией. Мы должны благодарить Господа за всё. За то, что мы родились и живем в такой замечательной стране, как Россия. Я говорю это не с точки зрения, как иногда критики утверждают, некоего квасного патриотизма. Да не квасной патриотизм, а здравый анализ происходящего в мире! Мы живем в стране, в которой возрождается вера — в то время, когда во многих других странах вера исчезает или, как говорят социологи, деклассируется, выбрасывается за поля общественной жизни, становится частным делом десятого, двадцатого порядка. А мы храним веру и в личной жизни, и в семейной, но, самое главное, мы как народ сохраняем нашу веру. И так уж Господь благословил, чтобы в это трудное время и главой государства стал верующий православный человек, активно верующий, а не просто по некой культурной традиции.

Таким образом, Господь дает нам много знаков того, как важно, чтобы мы сохраняли веру, и как важно, чтобы мы умели благодарить Бога, замыкая связь между нами и Отцом нашим Небесным, обеспечивая тем самым и продолжение Божественных благодеяний, изливающихся по нашей молитве, по молитве наших родных и близких, по молитве Церкви на наши грешные души.

Да поможет нам Господь — всем как народу и каждому из нас — хранить веру православную, укрепляться в этой вере, творить добрые дела, без которых вера мертва есть (см. Иак. 2:17), и как народу восходить от силы к силе, утверждая такой образ современной цивилизации, которая не исторгает Бога, не издевается и не смеется над религиозным чувством, но полагает веру в Бога в центре своей личной и общественной жизни. И покуда будет так, Россия будет непобедима! С праздником всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме Архангела Михаила в деревне Акулинино Московской области

Патриаршая проповедь в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в День Крещения Руси после Литургии в Александро-Невской лавре

Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице после Литургии в кафедральном Спасо-Преображенском соборе г. Твери

Патриаршая проповедь в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских после Литургии в Валаамском монастыре

Патриаршая проповедь после Литургии в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре