15 апреля, в Великую среду, в Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Его Святейшеству сослужили председатель Отдела внешних церковных связей епископ Волоколамский Иларион, архиепископ Истринский Арсений, секретарь Московской Патриархии протоиерей Владимир Диваков, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, представители московского духовенства.
На богослужении присутствовала ливанская делегация во главе с бывшим премьер-министром Ливана генералом Мишелем Ауном.
Святейший Патриарх удостоил ряд клириков очередных богослужебных наград. На входе с Евангелием в сан протоиерея, игумена и протодиакона были возведены 46 клириков Москвы и Московской области.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью о смысле религиозной жизни.
«Великая среда посвящена воспоминанию события, которое помогают нам понять, в чем заключается смысл религиозного образа жизни. В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как некая женщина, потратив все имение, которая она имела, купила драгоценную жидкость ― миро, которым помазывали царей на царство. И во время одной из вечерей она подошла к Спасителю и драгоценным миром помазала Христа».
Святейший Патриарх напомнил, что Иуда, который носил специальный ящик с общими деньгами и часто запускал руку в ящик, чтобы взять себе деньги, вознегодовал: к чему нужна такая трата, не лучше ли было продать миро и дать деньги нищим.
«Евангелист замечает, что не о нищих он пекся, но был вор. И для него это была безумная и совершенно ненужная трата денег, ― продолжил Святейший Владыка. ― Господь ответил ему: Нищих вы всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете (Мф. 26, 11). И женщина сия, возлившая миро, приготовила Меня к погребению».
«Вот два образа жизни, два мировоззрения. Два отношения в материальным ценностям, ― отметил Святейший Патриарх. ― У женщины, которая была грешной, наверное, последней надеждой на освобождения от греховной и постылой жизни было это деяние. Она все, что имела, вложила в эту скляницу с миром. В этом движении великое смирение, покаяние, скорбь и надежда. И в центре этого движения ― Христос, Спаситель мира».
«Очень часто, ― сказал Предстоятель, ― даже верующие люди все свои жизненное целеполагание имеют не в Боге, а в других, своих проблемах». Святейший Патриарх отметил, что Иуда, будучи одним из учеников Спасителя, в центре своей жизни имел не служение Ему, а ящик с деньгами.
«Религиозный и нерелигиозный образ жизни не прямо соответствует убеждению людей. Иногда можно быть верующим человеком, но не религиозным. Ведь и Иуда видел Спасителя каждый день, но Христос не был в центре его жизни. Вот так часто происходит в нашей жизни. Мы ходим в храм, но при этом все свои силы тратим на какие-то свои цели», ― подчеркнул Святейший Патриарх.
По словам Его Святейшества, это справедливо как в отношении частной жизни, так и в отношении общественных отношений.
Предстоятель напомнил, какая жарка дискуссия велась по поводу строительства Храма Христа Спасителя. Многие тогда говорили, зачем нужна такая большая трата денег, когда у нас не хватаем свинарников, тюрем, больниц. И здесь видна явная аналогия с евангельским рассказам о жене. «И слава Богу, что нашлись государственные мужи, и церковные, и народ, который понимал необходимость воссоздания Храма Христа Спасителя», — отметил Предстоятель.
«Также должно быть и в нашей жизни, ― сказал в заключение Святейший Владыка. ― Бог и вера не должны быть восприниматься нами по остаточному принципу. Сегодняшний день учит нас тому, как мы должны относиться к Богу. Мы должны относиться к Богу, как к высочайшей ценности, ради которой живем. И если так будем жить, то все изменится в нашей жизни: и государственной, и в общественной, и в личной».
Пресс-служба Московской Патриархии