Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Журналистское расследование подтверждает существование албанских лагерей пыток и смерти в Албании и Косове

Версия для печати
15 апреля 2009 г. 13:35

На минувшей неделе одной из главных тем публикаций в СМИ Сербии и сопредельных балканских стран было развитие истории с расследованием информации о причастности Армии освобождения Косова (АОК; поддерживаемые западными странами бандформирования албанских сепаратистов во время конфликта 1998-1999 гг. в автономном крае Косово и Метохия) к похищениям, убийствам и продаже органов представителей мирного сербского населения. Сведения об этом впервые были обнародованы в книге воспоминаний Карлы дель Понте, бывшего верховного прокурора Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге.

В четверг 9 апреля 2009 года корреспондент BBC в Косове Ник Торп и группа журналистов Балканской ассоциации журналистских расследований (Balkan Investigative Reporting Network, BIRN) практически одновременно опубликовали свои репортажи об албанских лагерях пыток. Обширный материал BIRN вышел под заглавием «АОК содержала лагеря пыток в Албании». Содержание этого репортажа (авторы — Алтын Раджими, Майкл Монтгомери и Владимир Карай) полностью или в пересказе воспроизвели все ведущие сербские газеты: «Политика», «Вечернье новости», «Данас», «Глас jавности» и пр. Согласно данным расследования, в период конфликта 1999 года и после него АОК содержала сеть лагерей-тюрем на своих базах в Албании и Косове. Один из таких лагерей находился на территории завода в городе Кукеш (Кукес) на северо-западе Албании. Этот населенный пункт служил важной промежуточной базой албанских боевиков, ведших операции по другую сторону границы края Косово. По показаниям свидетелей, в лагере содержалось, по меньшей мере, 25 заключенных гражданских лиц, среди которых были сербы, цыгане и подозревавшиеся в сотрудничестве с сербскими властями косовские албанцы. Как минимум 18 человек из них было убито. Остальные были освобождены войсками НАТО. Также журналистами было установлено, что заключенные перевозились из одних лагерей в другие, также расположенные на территории Албании и Косова.

Нынешний премьер-министр Косова Хашим Тачи, в прошлом политический лидер АОК, заявил BBC, что ему ничего неизвестно о подобных лагерях, в которых содержались бы гражданские лица. По его словам, имели место отдельные случаи злоупотребления посторонними лицами униформой АОК, однако эти злоупотребления были минимальны. Бывший премьер Косова и начальник штаба АОК Агим Чеку также категорически отрицал существование лагерей и заявлял, что АОК вела «чистую» войну.

Однако Хосе Пабло Барайбар, пять лет возглавлявший Офис по делам о пропавших людях в составе ооновской миссии UNMIK в Косове, заявил, что ему лично известны показания очевидцев, наблюдавших в тюремном лагере в Кукеше лидеров АОК, с указанием конкретных имен. Барайбар назвал это установленным фактом. По его словам, заключенными в лагере были как этнические албанцы, так и неалбанцы.

Журналистам BBC и BIRN удалось собрать показания свидетелей — как бывших заключенных, так и рядовых членов АОК, которые подтверждают, что в период и после конфликта 1998-1999 гг. косовские сепаратисты имели не менее шести тюрем-лагерей на своих тайных базах в Албании и Косове. Заключенные в этих лагерях гражданские лица подвергались пыткам, избиениям, морились голодом. Все это производилось под контролем офицеров АОК. По показаниям свидетелей-албанцев, большинство заключенных в Кукеше были косовскими албанцами, которые подозревались в том, что были агентами сербских властей, засланными в расположение АОК вместе с толпами беженцев из Косова. Свидетели подтверждают, что многих заключенных увозили из тюрьмы на желтом «Мерседесе» без номеров, и после этого больше их никто не видел. Данные о бессудных убийствах заключенных в лагере в Кукеше подтверждаются документами о захоронениях на местном кладбище и материалами расследования миссии ООН, заявляют журналисты BBC и BIRN.

Также авторам расследования удалось выяснить, что расположенная в Кукеше часть регулярной армии Албании оказывала содействие АОК в организации работы ее собственной контрразведки и военной полиции, которые и содержали фильтрационный пункт в данном городе, где арестовывались и подвергались пыткам предполагаемые сербские шпионы и коллаборационисты. Есть и подтверждения тому, что подобные лагеря-тюрьмы находились также в городах Дуррес и Буррел в Албании и, после окончания войны, в Призрене в самом Косове. Также, по показаниям одного бывшего члена АОК, около 30 сербов и цыган содержались в лагере в селении Бабалок близ Дечана в Косове. Они подвергались пыткам, а когда поблизости проходили военные НАТО — их прятали. По словам бывшего бойца АОК, он предполагает, что эта группа заключенных была тайно вывезена в Албанию и убита. (BalkanInsight. 09.04.2009. Политика. Данас. Вечернье новости. Глас jавности. 10.04.2009).

Авторы расследования не затрагивают в своем репортаже проблемы участия албанских бандитов в торговле органами своих жертв. Однако сербские газеты высказывают предположение, что тайные лагеря пыток АОК вполне могли быть связаны с этим страшным бизнесом, играя роль перевалочных пунктов при поставках живого материала. Этот материал вызвал широкий отклик в прессе Сербии и Косова, был цитирован многими мировыми СМИ и спровоцировал оживленную реакцию официальных лиц. Спикер парламента косовских албанцев Якуп Красники, бывший пресс-секретарем АОК в период конфликта заявил, что существование подобных лагерей было невозможно, поскольку гражданское сербское население, по его словам, никогда не было объектом насильственных действий во время войны. Как сказал Красники, «наша война была не против гражданского населения, а против полиции, армии и оккупационной администрации Сербии». Он посоветовал BBC изучить свой собственный богатый архив, чтобы вспомнить, чем был конфликт 1998-1999 гг.

Однако директор Косовского Совета по защите прав и свобод человека Беджет Шала выступил против аргументации властей Приштины и подтвердил, что значительное число мирных сербов было убито во время конфликта. По его данным, с 1 января 1998 года до момента вступления в край сил KFOR летом 1999 года было зафиксировано 297 убитых мирных сербов, а более 400 считалось пропавшими без вести. Шала призвал власти Косова не игнорировать данные Карлы дель Понте о преступной торговле человеческими органами. По мнению косовского правозащитника, расследованием этого дела должны заниматься именно власти косовского государства, не позволяя иностранным организациями или Сербии взять расследование в свои руки.

Однако министр юстиции Косова Некибе Кельменди заявила, что ответственность за расследование дел о предполагаемых лагерях пыток должна лежать на судебно-полицейской миссии Евросоюза EULEX, поскольку дела о военных преступлениях входят в ее сферу ведения. По словам Кельменди, предъявленные материалы журналистских расследований о лагерях пыток не внушают доверия, подобно данным о преступной торговле человеческими органами. Доказательствами являются «недостоверные фотографии и анонимные свидетельства», считает министр Кельменди. (BalkanInsight. 10.04.2009).

Как передает американская газета Southeast European Times, шеф миссии EULEX Ив де Кермабон заявил на встрече в Тиране с министром юстиции Албании Энкеледом Алибеаем, что возглавляемая им миссия готова провести расследование по содержанию докладов об участии членов АОК в пытках, убийствах и торговле органами сербских мирных жителей. (SETimes. 13.04.2009).

ИА Regnum/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

В Москве пройдет круглый стол, посвященный благотворительности в праздники

Священники Мурманской епархии посетили пострадавших при столкновении поездов

Представители Издательского Совета посетили воинские подразделения в зоне СВО

В Донецке больница святителя Алексия откроет учебный центр по сестринскому уходу

Продлен срок приема работ для участия в детско-юношеском литературном конкурсе «Лето Господне»

Святейший Патриарх Кирилл: В жизни и служении священника не может быть двойной морали

Святейший Патриарх Кирилл: В жизни представителя духовенства не должно быть роскоши, демонстративно контрастирующей с уровнем жизни паствы

Святейший Патриарх Кирилл: Священник не должен превращать приход в закрытое сообщество приближенных

Святейший Патриарх Кирилл: Попытки оспорить государствообразующую роль русского народа угрожают нашему историческому единству

Святейший Патриарх Кирилл: Благодарю всех священнослужителей и мирян, которые объединяются ради поддержки воинов