Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы
Версия для печати
24 ноября 2024 г. 15:06

24 ноября 2024 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Виталий, настоятель сего храма!

Слушая сейчас твои добрые слова, я вспомнил, что было еще одно важное в твоей и в моей жизни событие — это когда я венчал тебя с твоей матушкой Еленой, вернее, благословлял вас на брак. А теперь ты настоятель, и матушка, наверное, тоже много доброго уже сделала — вот так и продолжается человеческая жизнь.

А некоторые люди говорят: «Мне не повезло в жизни». — «А в чем не повезло?» — «Да муж пьет», или: «Жена какая-то не такая». И я всегда спрашиваю себя: что же за слово такое — «повезло», «не повезло»? Смысла в этом слове нет никакого. И каждый разумный человек должен понимать: если с ним что-то происходит, то не потому что повезло или не повезло, а потому что он сам в своей жизни что-то не доглядел, что-то не сделал. И если происходят какие-то трагические события, то человек должен спросить: «Господи, а почему так?» — и Господь нередко отвечает. Или перед лицом Божиим посмотреть на свою жизнь и раскаяться.

Другими словами, все, что происходит в нашей жизни, не механически предопределяется Промыслом Божиим, хотя Господь знает все, что будет. Господь дал нам свободную волю, чтобы мы осуществляли свою жизнь по Его законам и делали то, чему Он нас учит. Другими словами, быть верующим —значит не просто верить в то, что Бог существует, а ясно сознавать, что в жизни своей мы не должны делать ничего такого, что противоречит воле Божией. А воля Божия является нам в заповедях, в Его Божественном законе, и эту волю мы видим, слышим, воспринимаем через чтение Священного Писания, через церковную проповедь.

Вот если мы Господа привлекаем молитвой, если мы стараемся жить по Божиим заповедям, — хотя на 100% не получается, да, наверное, и не получится из-за греховности нашей, из-за слабости, из недостаточной способности анализировать ситуацию вокруг себя и свою собственную жизнь, — то Господь нам споспешествует. А если поговорить об успехе? Само слово «успех» не несет в себе никакой нагрузки, философской и мировоззренческой. Странное слово — успел или не успел, что ли? Куда успел? На трамвай, на метро? Есть слова, которые мы используем автоматически, не задавая себе вопрос об их смысле, а это означает, что они для христианина неприемлемы.

Мы верим в Господа, мы верим, что путь человека определяется Его волей. Но ведь мы не марионетки в руках Божиих — Он дал нам свободу и разум; Он дал нам возможность быть соуправителями своей жизни. И если наши дела идут против воли Божией, Господь этому не препятствует. Это наш выбор. Не хочешь верить в Бога? Твое право, не верь. Не хочешь в храм приходить? Твое право, не ходи. Не хочешь молиться? Твое дело, молись или не молись. Но от всего этого страдает не Господь — страдаем мы. И чем раньше человек поймет, что его счастье зависит от того, насколько он свою жизнь осуществляет в соответствии с Божиим замыслом о нем, тем скорее он обретет счастье, полноту жизни, мир душевный, любовь — все то, что каким-то чудом нисходит на человека.

Действительно, чувство любви — что это такое? Никто до сих пор разобраться не может. Поэты пытаются что-то написать, писатели — а ведь это некая тайна, поразительная тайна человеческих отношений. Откуда это на человека нисходит? Иногда словно электрическим током бьет, меняет всю жизнь! И ведь это тоже знак Божиего присутствия, и на эту милость Божию, когда человек обретает чувство любви, мы должны ответить своей жизнью, своей встречной любовью и к Богу, и к человеку, с которым нас Господь соединил. А самое главное — не разрушать любовь своим грехом, потому что дар Божий уничтожается только человеческим грехом; и если в жизни происходит что-то плохое — расстаются и становятся врагами супруги, дети перестают любить родителей, — то ведь и это не от Божией воли, это от нашего произвола, от наших глупостей, от наших грехов. Поэтому, когда с нами случается что-то плохое, надо не пенять на кого-то, а о себе подумать: что же я сделал, раз оказался именно в этой жизненной ситуации? Особенно если речь идет о семейных конфликтах, о разводах, о детях, которые перестают любить родителей, — о всех этих семейных трагедиях. Каждый должен спросить себя: «А что я сделал или не сделал? Какова моя часть вины в случившемся?» И если человек начинает понимать, в чем он виновен, то есть чтó он недоделал, чтó недосказал, как недолюбил, — вот тогда, может быть, у него открывается возможность исправить свой жизненный путь.

Кажется, всё совсем просто, а ведь на самом деле очень трудно, потому что грех живет в душе человека, и если человек с грехом не борется, то грех начинает захватывать и разум, и чувства, и волю, порабощая всего человека. И, как результат, — в первую очередь несчастье. Потому что где грех, там всегда несчастье.

Вот давайте просто запомним это: там, где грех, — там несчастье. Никогда грех не приводит к человеческому счастью. Никогда и никого за всю человеческую историю! Почитайте историю царей, полководцев — кого угодно. Там, где грех, — там несчастье. Поэтому, когда Церковь призывает людей «не грешите!», это не абстрактное нравоучение, над которым иногда иронизируют светские люди. Ведь если Церковь призывает, она же не от человеческого разума призывает, а от того, чему научена словом Божиим. И этот призыв «уходите от греха» означает «будьте счастливы».

Иногда мы друг другу говорим: «Будь счастлив». Но это абсолютно ничего не значит! Потому что от человека, который эти слова произносит, счастье того, к кому он обращается, никак не зависит. Это все равно, что сказать «здравствуйте», «до свидания», «будь здоров». Но если мы контролируем свою жизнь, свое поведение, если мы стараемся не делать зла людям, если мы стараемся удерживаться от греховных мыслей, — вот тогда в ответ на эти наши усилия Господь нам помогает и открывает дорогу к счастью. Не так, что счастье спускается на нас автоматически — совсем нет! Но Господь делает нас способными обрести человеческое счастье.

Казалось бы, все так просто! На самом деле каждый из нас знает, что совсем не так просто. Потому что речь идет о межличностных отношениях, а ведь когда люди взаимодействуют, сигналы идут не в одну только сторону, есть и встречные сигналы, не всегда приятные, не всегда доброжелательные, — да и в какие только ситуации человек не попадает и у себя дома, и на работе, и в общении с другими! Но одно мы должны ясно осознавать — мы не должны быть источником зла. Кто угодно, только не мы! Кто угодно, только не те, кто в церковь ходит и в Бога верит. Если даже хочется кому-то отомстить — предай его в руки Божии, скажи: «Бог тебе судья». Вот ответ на человеческое зло и неправду — «Бог тебе судья». А злобным ответом на зло в наш адрес мы только умножаем количество зла, сами себя вовлекаем в орбиту зла и становимся просто несчастными.

Другими словами, все, чему нас учит Господь, — это путь к счастью, а другого, кстати, не существует. В романах разное пишется, на то они и романы, чтобы развеселить человека, как-то заполнить свободное время. А по-настоящему, хотя и в романах могут быть очень правильные мысли, мы должны, выстраивая отношения с людьми, в первую очередь руководствоваться словом Божиим, потому что Господь хочет нашего счастья, нашего благополучия.

Господь ради этого в мир пришел, Он для этого Евангелие нам принес. Он для этого заповеди нам дал — живите так и будете счастливы. Каждый человек должен крепко-накрепко это запомнить. Итак, наша вера содержит в себе не просто какие-то теоретические построения, не какую-то философию — хотя и философию содержит, и это важно для умственного, интеллектуального восприятия веры, — но в первую очередь она учит нас правилам жизни, как нужно жить, чтобы быть счастливым. Вот дай Бог, чтобы мы шли по этому пути, и каждый из нас вдруг почувствует: «А ведь в общем-то все хорошо!»

Иногда спрашиваешь человека не очень богатого и не очень здорового: «А как у Вас дела?» — «Да слава Богу!» А спрашиваешь у крепкого хозяйственника, успешного бизнесмена: «Как у тебя дела?» — «Да неважно». — «А что такое?» — «Что-то не получилось, да и вообще не везет». Слушай, у тебя деньги есть, машина есть, дача есть — что тебе еще надо с точки зрения земной, человеческой? Но ведь счастье не этими факторами созидается! Счастье — это состояние человеческого духа. И можно ездить на самом прекрасном автомобиле, жить в самом красивом доме — и быть глубоко несчастным человеком. Разве не узнаем мы даже о страшных случаях самоубийств — самых что ни есть богатых и внешне как бы счастливых людей? Вот это еще и еще раз должно нас убеждать в том, что воздействие благодати Божией осуществляется не через какие-то внешние, материальные факторы. Присутствие Бога в нашей жизни — через соприкосновение благодати с нашим разумом, с нашим сердцем, и счастье — это состояние души, и только состояние души, и больше ничего.

А если так, о чем нужно в первую очередь думать? О состоянии души, а потом о всем остальном. Да, мы по земле ходим, мы из тела и души, у нас и плоть, и кровь, а у людей семейных и дети, и внуки и так далее — обо всем надо заботиться. Но счастье человек обретает только тогда, когда мир и радость в сердце, а это есть дар Божий. Вот я и желаю всем нам обрести этот дар и никогда его не терять. А значит, обрести подлинное счастье, радость, мир душевный, и как важно этой радостью, этим миром делиться с другими, в первую очередь укрепляя все это в своей собственной семье! И даже если где-то «заискрило», какие-то конфликты возникли, все это нужно понимать как дело периферийное, вторичное, потому что самое главное — сохранение любви и радости в сердце.

Вот о чем нужно беспокоиться, чтобы в доме было счастье и чтобы дети выросли правильно образованными. Не только в смысле получения образования школьного или институтского, но правильно образованными с точки зрения устроения своей собственной души. И да помогает всем нам Господь — в первую очередь через нашу молитву, через наше участие в церковной жизни, всенепременно через совершение нами добрых дел, потому что вера без дел мертва есть (Иак. 2:20), — привлекать к себе Божественную благодать, а вместе с благодатью мир, радость и счастье, подлинное, непреходящее, которое остается таковым даже если возникают сложные внешние обстоятельства — что-то с работой, что-то в общении с кем-то, иногда политические страхи. Но если внутреннее счастье, благодать и радость присутствуют в сердце, все остальное уходит на периферию, и человек становится непобедимым. Тогда никто не имеет силы разрушить внутренний мир, который таким образом созидается в нашем сердце.

Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с сегодняшним днем и призываю на всех благословение Божие — на духовенство сего храма, на прихожан, на детей, на молодежь. Дай Бог всем нам восходить от силы к силе не только в нашей личной, семейной и общественной жизни, но и в жизни всего нашего народа, в жизни нашего Отечества, и да хранит нас всех Господь! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина