23 апреля в колокольне Богоявленской церкви Казани открылась выставка «Страсти Христовы и Воскресение в русской иконе нового времени».
«Выставка древнерусской живописи из фондов Государственного музея изобразительных искусств РТ посвящена важнейшему христианскому празднику Воскресения Христа и неразрывно с ним связанной теме Распятия. Наши фонды дают удачную возможность тематически менять такие камерные выставки, мы это делаем с удовольствием. Здесь представлены самые различные иконографические варианты Воскресения и Сошествия во ад, Распятия», — сказал, открывая выставку, завотделом древнерусского искусства ГМИИ РТ Яков Вайсфельд.
Он также отметил значимость работы реставраторов, благодаря которым уникальные произведения древнерусской иконописи предстают перед глазами посетителей выставок. Следующая крупная реставрационная выставка будет посвящена работам реставратора ГМИИ РТ Натальи Михайлиной.
На выставке экспонируются 29 произведений иконописи и декоративно-прикладного искусства XVII-XIX веков из фондов музея и частных казанских собраний. Последние представлены двумя старообрядческими общинами Белокриницкого и Федосеевского согласия.
На выставке представлены разновременные иконографические варианты «Воскресения — Сошествия во ад» и «Распятия», иллюстрирующие стилистическое разнообразие их художественного решения в разные временные эпохи. Большой интерес представляют экспонируемые резные доски с изображением Голгофского креста с орудиями страстей. Подобные композиции в XVIII-XIX веках получили широкое распространение на Русском Севере, встречались они и в Среднем Поволжье.
Значительное место на выставке занимают уникальные произведения, выполненные мастерами Мстери и Палеха. «Иконостас» Давида Порфирьева, «Воскресение и Благовещение» неизвестного иконописца принадлежат к блестящим образцам миниатюрного письма.
На открытии выступил камерный хор «Преображение», исполнивший пасхальные песнопения, в том числе произведения С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского и др.
«Православие в Татарстане»/Патриархия.ru