29-30 июня в Страсбурге состоялась ежегодная встреча Совета Европы по религиозному измерению межкультурного диалога. Темой встречи стало преподавание сведений о религиях в учебных заведениях. В обсуждении приняли участие руководители Совета Европы, многочисленные дипломаты — представители 47 стран-членов этой организации, эксперты в области образования, а также представители религиозных и неправительственных организаций. Традиционные европейские религии были представлены 20-ю делегатами, из которых четверо от Православных Церквей — Константинопольской, Русской, Грузинской и Румынской.
Организаторы встречи поставили в центр дискуссии внеконфессиональное обучение сведениям о религии в рамках процесса межкультурного диалога. Представитель Московского Патриархата игумен Филарет (Булеков) при этом отметил, что подобная цель может достигаться только в том случае, если параллельно существует реальная практическая возможность конфессионального обучения религии в школе — в соответствии с фундаментальным правом на свободу вероисповедания и той практикой, которая существует во многих странах Западной Европы. Если же такая возможность в силу исторических или политических причин отсутствует, то продвижение культурологического преподавания общих сведений обо всех религиях в рамках межкультурного диалога является однобоким и не может быть успешным.
Игумен Филарет обратил внимание участников дискуссии, что определенные документы Совета Европы, посвященные теме межкультурного диалога, нередко используются как аргументы для ограничения возможностей религиозных организаций восстановить систему конфессионального образования, полностью или частично разрушенную в годы тоталитаризма. Кроме того, антирелигиозный подход зачастую сохраняется в основе системы образования в постсоветских странах. «Рассказ учащимся о многообразии религиозных верований и практик с целью достижения взаимопонимания и взаимоуважения между культурами вряд ли даст ожидаемые результаты, если учащиеся лишены религиозного воспитания в рамках той традиции, к которой принадлежат они и их родители», — отметил отец Филарет.
Другой важной стороной обсуждаемой темы, на которую обратил внимание представитель Русской Православной Церкви, является необходимость адаптации общих принципов и методик к конкретной национальной и региональной ситуации. В этом смысле не может быть универсального учебника по истории религий для всех европейских школ, о подготовке которого часто приходится слышать на площадках международных организаций. «Невозможно воспитать толерантное отношение к "чужой" культуре, к представителям иной веры, не уделив первостепенного внимания в процессе преподавания доминирующей культуре и религии. Отсутствие акцента на необходимости системных знаний о собственной культуре и религии не способствует достижению поставленной цели: воспитанию людей, толерантных к иным культурам и религиям. В этом случае также упускается задача формирования иммунитета по отношению к экстремизму, о чем свидетельствует вся новейшая история Ближнего Востока, Южной Европы и Кавказа, — подчеркнул игумен Филарет. — Недостаточная проработка этого вопроса в документах Совета Европы неминуемо сделает их беспомощными перед лицом реальных экстремистских сил, использующих религиозную безграмотность людей — особенно в ситуации конфликта».
Эта позиция была поддержана многими участниками. Подводя итоги обсуждения, модератор встречи, председатель Рабочей группы по правам человека Комитета министров Совета Европы Посол Дании Кристиан Олдебург подчеркнул, что в процессе межкультурного образования важно, чтобы учащиеся были «укоренены» в своей культуре и своей вере, если таковой придерживаются.
Представитель Московского Патриархата выступил против ряда предлагавшихся методик обучения межкультурному и межрелигиозному диалогу, среди которых было «использование «симуляций» для того, чтобы создать учебные ситуации, порождающие диалог и размышления», а также «разыгрывание ролей для того, чтобы воспроизвести и понять точку зрения и переживания других». Игумен Филарет отметил, что невозможно и вредно предлагать «симулировать» иную религиозную веру, например «думать и вести себя как мусульманин» или «почувствовать себя хасидом». «Такого рода методы обучения нельзя рассматривать иначе как кощунство. Попытки использовать подобные методы преподавания могут массово вызывать негативные реакции у искренне веруюих людей», — отметил представитель Русской Церкви.
В результате состоявшихся в течение двух дней дискуссий было решено предложить Комитету министров Совета Европы создать специальную группу советников, среди которых должны быть и представители традиционных европейских религий, чтобы она могла сотрудничать на постоянной основе с профильными подразделениями Совета при подготовке документов в области межкультурного диалога и его религиозной составляющей.
Патриархия.ru