Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, заместителя главы Всемирного русского народного собора протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная».
Всемирный русский народный собор отметил двадцатилетие своей деятельности. В работе этой международной общественной организации активно участвует Русская Православная Церковь, и возглавляется она Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Прошедший Собор поднял очень важные для современной России темы: тему солидарного общества и тему «Россия как страна-цивилизация». Православие, создавшее Россию, бесспорно, является не только «личной верой», якобы легко совместимой с любым общественным устройством, с любыми социальными процессами, с любыми представлениями о том, что для общества хорошо и что для него плохо. Православие предполагает определенный общественный идеал. Идеал этот прямо противоположен идее множественности правд, идее жизни ради кошелька и брюха, идее общества, в котором потребление становится главной вещью, идее атомизации социума, превращения его в набор эгоизмов, якобы неизбежно обреченных сталкиваться друг с другом в процессе экономической и политической конкуренции, борьбы этносов и религиозных групп, арбитром которой должны выступать носители секулярного гуманизма, то есть мировоззрения, объявляющего человека центром общественного устройства и мерой всех вещей.
Россия как цивилизация, неразрывно связанная с Православием, конечно, имеет свой, отличающийся от других цивилизаций идеал, предполагающий свою систему права, свою организацию общества, свои принципы устройства экономики, культуры, ценностного пространства, информационной политики, защиты семьи и других традиционных установлений человеческого общества, которые особенно важны для верующего, потому что он считает их установленными и созданными Богом. При этом православный человек верует, что его понимание христианства полностью совпадает с тем, что нам открыл Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании и Предании Церкви, в ее соборном голосе, который всегда есть голос Бога. Попытки приспособить христианство к тем общественным механизмам и установкам, которые родились во враждебной ему среде, привели в ряде западных стран к тому, что, например, некоторые партии и политики, именующие себя христианскими, на самом деле высказывают или поддерживают стопроцентно антихристианские идеи и предложения, полностью.
В этих условиях нам нужно говорить на языке права и гражданского действия и одновременно на языке тех ценностей, которые свойственны Православию, то есть собственно христианству. Среди них — солидарность. Да, это слово не содержится в Библии и вообще является относительно новым. Но оно созвучно христианским идеалам взаимопомощи, жертвенности, разделения общих тягот, заботы о тех, кто в ней нуждается. Наш народ способен такие идеалы воплощать. На Соборе говорилось о том, как быстро и с какой решимостью откликнулись наши люди на беды тех, кто пострадал во время наводнения на Дальнем Востоке. То же самое можно сказать и о наших воинах, которые продолжают, не щадя свей жизни, служить Отечеству. То же самое можно сказать о простых труженицах нашего образования, здравоохранения, социальной сферы, которые несут свое служение, за гроши продолжая оставаться верными ему. Таких примеров очень много. Убежден в том, что они должны сейчас возноситься на свечницу школы и информационного пространства, чтобы молодые люди понимали, что значит христианская солидарность, чтобы этот идеал, эта ценность воплощались у нас в законах, общественном устройстве, в воспитании все новых поколений граждан России.
Патриархия.ru