После Божественной литургии в Киево-Печерской лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом.
Ваше Блаженство, возлюбленные досточтимые Владыки, пастыри, братья и сестры!
С великой радостью совершил я Божественную литургию в нашем первом на Руси монастыре — Киево-Печерской лавре, рядом со святыми многоцелебными мощами Киево-Печерских преподобных угодников. Радуется мое сердце и тому, что эта Литургия была совершена в день памяти святого благоверного великого князя Владимира, Крестителя Руси.
Когда в 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, размышляя о сем событии, постановил, чтобы память святого равноапостольного и великого князя Владимира была литургически присоединена к чину и порядку богослужений, совершаемых в связи с великими праздниками, то тем самым через архиереев Божиих вся полнота Русской Православной Церкви выразила свою любовь к Крестителю Руси и признание его великих равноапостольных трудов.
Я благодарен Богу за то, что Он сподобил меня вместе с Вами, Ваше Блаженство, в День Вашего Ангела, вместе с досточтимыми братьями архиереями торжественно отметить этот праздник в стенах Киево-Печерской Лавры.
Когда Божественным Промыслом Господь избрал через решение Поместного Собора мое недостоинство на Патриаршее служение, то в конце Литургии, во время которой произошла моя интронизация на престол Патриарха, я принял из рук Вашего Блаженства знак духовной власти — посох. Но это был не простой посох. Это был посох святого митрополита Киевского и всея Руси Петра, и передо мной открылся глубинный смысл преемственности моего служения от Киевских Первосвятителей. Тогда же я ощутил горячее желание прибыть сюда, в Киево-Печерскую Лавру, к месту Крещения Руси.
Отсюда, с киевских холмов, воссияла благодать Божия над всей Русью. Отсюда, от Киево-Печерской Лавры началось великое шествие монашеского идеала и монашеского образа жизни по всей Руси великой. Здесь, в этих стенах, был источник просвещения, мудрости, и пример нравственной чистоты христианской жизни. Здесь подвизался митрополит Иларион, первый из русских, ставший Митрополитом Киевским; здесь он написал свое «Слово о законе и благодати»; здесь преподобные Антоний и Феодосий составили правила иноческого жития; здесь Нестор Летописец положил начало русскому летописанию и формированию национального самосознания нашего народа — он писал о том, откуда пошла русская земля.
Трудами насельников Киево-Печерской Лавры и других обителей, их горячей проповедью, подвигом их жизни утверждалось Православие на необозримых просторах Киевской Руси. И ныне верим, что их молитвами, их духовным подвигом на великих просторах исторической Руси продолжает утверждаться Православие как единственный духовный непререкаемый и спасительный фундамент нашей национальной жизни.
История Киевской Руси, а впоследствии — Украины, полна примерами самоотверженного отстаивания православной веры, и здесь особенно нужно вспомнить Лавру сию святую, православные братства, также и тех казаков, которые Лавру охраняли, содержали приписанный к ней казачий Никольский монастырь, имя которого в прошлом носила улица, на которую выходят святые лаврские врата. Стремление к братскому единению не иссякло в православном украинском народе и сегодня. В этом можно воочию убедиться, взглянув на всех вас, на это огромное стечение верующих людей, которые вместе со своим Патриархом, епископатом и духовенством совершали Божественную Евхаристию, принося в жертву Господу хлеб и вино, пресуществляемые в Тело и Кровь Его.
Глядя на ваши одухотворенные лица, мы видим, с кем сердце народа Божия на Украине. Оно здесь, в Киево-Печерской Лавре, в животворящем лоне нашей Церкви, под благодатным покровом преподобных отцов Печерских и их духовных наследников, составляющих неисчислимый и неразделимый сонм угодников Божиих, которые сформировали своей жизнью такое понятие, как Святая Русь.
Однако в праздничном настроении нынешнего светлого дня присутствуют и печальные оттенки. Эта печаль происходит от того, что не все наши единоверные братья разделяют с нами сей праздник. Иные из них пребывают вне спасительной ограды Церкви, вне ее драгоценного единства. Помолимся ныне о них, чтобы Господь приклонил к ним Свою милость, чтобы вдохнул в них решимость презреть все преходящие человеческие страстные и греховные наваждения и вернуться в дом Отчий, и соединиться с нами в радости и простоте сердца, совместно утверждая непреходящие ценности Святого Евангелия.
Сегодня сугубо торжественный день для всей благочестивой полноты Украинской Православной Церкви, потому что в нынешний день мы празднуем тезоименитство Вашего Блаженства. Вы являетесь горячо любимым пастырем Украины. В самое трудное время Господь именно на Вас возложил крест служения митрополита Киевского, ответственного за единство народа своего. Терпением, смирением и глубокой верой Вы достигли того, чего не могут достигнуть люди, старающиеся усилить свой голос, исполненный гнева и злобы, даже при помощи современных электронных средств: тихий голос правды сильнее голоса злобы, потому что Бог сильнее диавола, потому что Христос воскрес и победил всякое зло. Проходя эти искушения, мы должны сохранять верность Господу и духовно возрастать — в мире, в любви и в единомыслии.
Я от души поздравляю Вас, Ваше Блаженство, с днем Вашего небесного покровителя, и в память о нашем сегодняшнем сослужении я хотел бы Вам преподнести святой крест и панагию с памятной надписью, чтобы они украшали Ваши перси, согревали Ваше сердце моей братской любовью, искренней и сердечной, которой не год и не два, но долгие годы нашего братского общения и человеческой дружбы. Пусть эти крест и панагия напоминают Вам, Ваше Блаженство, о сегодняшнем богослужении, об этой милости и любви Божией, которая снизошла на всех нас, растворив сердца любовью и надеждой. И да помогает Вам Господь в несении Вашего архипастырского служения.
Мне хотелось бы в память об этой первой Патриаршей Литургии в Киево-Печерской Лавре преподнести нашему первому и древнейшему монастырю, сей святой Лавре, это драгоценное напрестольное Евангелие, выполненное с огромною любовью лучшими мастерами-ювелирами. Пусть оно напоминает всем — братии монастыря, тем, кто будет служить, о нашем единстве во Христе, сильнее и выше которого нет ничего. Я прошу Владыку Наместника принять это Святое Евангелие в память о нашем сегодняшнем историческом деянии — совместной молитве о единстве Церкви, о единстве Украины, о единстве всей исторической Руси.
Есть еще у меня один повод, чтобы обратить свое приветствие к Владыке Владимиру, митрополиту Кишиневскому и всея Молдовы. Сегодня богослужение совершали архипастыри из Украины, России, Беларуси, Молдовы, из дальнего зарубежья. Это символ нашего нерасторжимого единства, которое превышает всяческие человеческие разделения, потому что наше единство не политическое, не имперское — наше единство во Христе, единство, которое Господь создал для нас и образовал не только словом, но и Кровию Своею. Верные этому единству, мы пойдем дальше по историческому пути со смирением и любовью ко всем, с упованием на помощь Божию. Дай Бог Вам, дорогой Владыка Владимир, в непростое для Молдовы время право править слово Христовой Истины, сохраняя так же непоколебимым и неповрежденным единство Вашего народа.
Благословение Божие да пребывает над всеми нами! Аминь.