17 ноября 2013 года в столице Княжества Лихтенштейн городе Вадуц председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял участие в работе международного коллоквиума, который был посвящен теме «Глубокий кризис в Сирии — новые шаги». Митрополит Иларион выступил на коллоквиуме с публикуемым ниже докладом.
Уважаемые участники коллоквиума, дамы и господа!
Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить самую страшную гуманитарную катастрофу последних десятилетий — трагедию народа Сирии. Сегодня там происходит подлинный геноцид (не побоюсь этого слова) христиан и других религиозных меньшинств, представляющий собой целенаправленную политику экстремистских и террористических сил.
Мы сознаем, что сирийский конфликт — не просто конфликт, происходящий в одной конкретно взятой стране. Это продолжение процессов, которые творятся в целом ряде стран Ближнего Востока, где набирают силу радикальные элементы, расшатывающие межконфессиональный мир. Там, где они приходят к власти и берут ситуацию под контроль, жертвами становятся религиозные меньшинства, в том числе, христиане.
Показательным является пример Ирака, где при режиме Саддама Хусейна проживало 1,5 миллиона христиан. При помощи внешней военной силы его режим был свергнут якобы во имя «демократии». Однако одним из результатов этих событий стало гонение на христиан, в результате которого их число составляет сегодня по разным оценкам от 150 до 250 тысяч человек. Практически не осталось христиан в Ливии. Очень тяжелые времена переживают христиане в Египте: в период правления «Братьев-мусульман» участились поджоги храмов, нападения на священнослужителей и мирян. В результате этого многие христиане были вынуждены покинуть страну.
Сообщения о пытках и убийствах христиан приходят и из других регионов мира — из Нигерии, Пакистана, Афганистана, Индии. В Косово оскверняются религиозные святыни, разрушены многие храмы, христиане лишены возможности посещать могилы своих родных и молиться Богу на земле своих предков. Однако главным очагом преследований христиан остается Ближний Восток.
Дестабилизация ситуации на Ближнем Востоке является следствием не только гражданского противостояния, но и того, что ведущие мировые державы имеют в этом регионе свои политические и экономические интересы. Некоторые страны разжигают здесь межконфессиональную вражду, что приводит к тяжелейшим последствиям для региона. Когда западные державы вооружают головорезов и убийц, похитителей людей и экстремистов, это невозможно оправдать никакими политическими целями. Заложниками политики западных государств оказываются местные христиане.
События, происходящие сейчас в Сирии, вызывают глубочайшее беспокойство и тревогу за судьбу христианства в этой стране. Сирия — колыбель христианства. Именно здесь в I веке возникли одни из первых христианских общин и появилось само именование — «христиане». Христиане являются коренным населением этой страны и на протяжении двадцати столетий жили там. После того, как в Сирию пришел ислам, в течение многих веков христиане и мусульмане жили мирно, вплоть до последнего времени. Сирия являла миру пример межрелигиозного согласия. Сегодня этот межрелигиозный баланс нарушен.
Сейчас в тех регионах Сирии, где власть берут в руки радикальные силы, христиане становятся их первой мишенью. Разрушаются и оскверняются христианские храмы, убивают и похищают христианских священнослужителей. Разрушению подвергаются иной раз и мусульманские святыни. Достаточно упомянуть ущерб, причиненный боевиками террористической организации «Джебхат ан-Нусра» Большой омейядской мечети в Алеппо. Десятки, сотни тысяч христиан были вынуждены покинуть страну или стать беженцами внутри страны. Эта гуманитарная катастрофа, которая затрагивает не только христиан, но и очень многих умеренных мусульман, продолжает развиваться. По разным оценкам уже более двух миллионов людей покинули страну.
С началом военных действий религиозные меньшинства в Сирии столкнулись с жестокой агрессией со стороны боевиков. С тех пор каждую неделю мы получаем новости о том, что бандитами разрушен христианский монастырь или храм, похищен и убит священнослужитель, изнасилована христианка, семьи христиан изгнаны из своих домов. Радикалы поставили целью полностью уничтожить христианство в Сирии. Мы принимаем боль и страдания христиан Сирии как свои собственные, потому что по опыту наших отцов знаем, что такое война и преследования за христианскую веру.
В рамках объявленной ими «священной» войны экстремисты пытают и убивают православных священников. Похищают и священников, и епископов, и женщин-христианок, и молодых людей; и никто не знает, где эти люди и что с ними. Лидеры боевиков прямо призывают убивать священников и монахов, ломать кресты, не оставлять никаких следов присутствия христиан.
В рамках этого доклада я не имею возможности перечислять факты разрушений христианских святынь и собственности. Хотел остановиться на гуманитарном аспекте сирийского кризиса.
Эпицентрами нынешних кровавых событий в Сирии стали именно те города и районы, в которых христиане еще недавно составляли до половины населения. Это, прежде всего, Хомс, в котором проживали десятки тысяч христиан, и где сегодня их осталось лишь несколько десятков и почти превращенный в руины Алеппо.
Многие из сирийских христиан, в том числе священники, регулярно похищаются с целью выкупа, подвергаются жестоким убийствам, которым предшествуют пытки с требованиями отречения от веры. При освобождении захваченных повстанцами городских кварталов и сельских поселений нередко обнаруживаются массовые захоронения зверски замученных христиан.
При этом сами христиане занимают нейтральную позицию в гражданском противостоянии, возвышая свой голос лишь в защиту мира. Духовенство разделяет бедствия со своим народом, пытается оказывать посильную помощь страждущим, не жалея ради этого своей жизни.
Конечно, преследованиям подвергаются не только христиане, но также и алавиты и сторонники умеренного суннитского ислама, включая его авторитетных лидеров. Вспомним гибель в результате террористического акта в Дамаске видного исламского богослова имама Рамадана аль-Бути. В самом начале гражданского противостояния в Сирии от рук экстремистов погиб сын верховного муфтия этой страны Ахмада Бадр-эд-Дина Хассуна.
Во многих районах Сирии разразилась настоящая гуманитарная катастрофа — разрушена инфраструктура и люди лишены элементарных условий человеческого существования. От этого страдают, прежде всего, самые беззащитные слои населения, мирные сирийцы вне зависимости от их вероисповедания.
Масштабы гуманитарного кризиса
Глава ООН Пан Ги Мун на встрече на полях саммита «большой двадцатки» (G20) заявил о том, что гуманитарный кризис в Сирии является беспрецедентным в новейшей истории. Высокий комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш недавно назвал сирийский кризис «худшим с окончания "холодной войны" гуманитарным кризисом».
Около 9,3 млн. сирийцев нуждаются в гуманитарной помощи. Об этом сообщила координатор гуманитарной помощи ООН Валери Амос 6 ноября 2013 года. Больше половины нуждающихся — жители Сирии, вынужденные покинуть свои дома из-за конфликта. Население страны составляет 23 млн. человек. В изолированных районах страны или тех, которые находятся в осадном положении, сейчас проживают более 2,5 млн. человек, большинство из которых лишено нормального водоснабжения, еды, электричества и медикаментов.
Первое, на что я хотел бы обратить внимание, это то, что уже сегодня под давлением радикалов и при попустительстве западных стран христиане быстрыми темпами покидают Сирию. С начала военного конфликта в Сирии до весны 2013 г. около 400 тыс. христиан бежали из страны. Об этом сообщил патриарх Мелькитской католической церкви Григорий III Лахам в апреле 2013 года во время аудиенции у Папы Франциска. К настоящему времени количество христианских беженцев еще возросло.
Сегодня практически единственным местом более или менее компактного проживания христиан является Вади аль-Насарах «Долина христиан», 65 % жителей которой до недавнего времени составляли христиане. Как сообщил во время недавнего пребывания в России епископ Силуан Бутрос Ан-Немех, беженцы из числа христиан находят здесь убежище. Это христиане из Хомса, Алеппо, Дамаска и других мест. Однако и там, в деревне Аль-Хусн, где находится занятый бандитами замок Керак де Шевалье, христиане находятся в опасности: их похищают, обстреливают, в результате погибло уже немало христиан.
Христианские населенные пункты регулярно оказываются в блокаде боевиков, в результате в них наступает голод. Так, недавно город Хасаке, осажденный боевиками, был отрезан от внешнего мира. Более 25 тыс. жителей города оказались на грани выживания. Они страдали от холода, нехватки питья, пищи, отсутствия электроэнергии, пока город не был освобожден правительственными войсками. Алеппо бывший крупным христианским центром Сирии, в результате военных действий перестал быть таковым, почти все христиане покинули город.
В сирийской Маалюле, которая в сентябре этого года была захвачена террористами, происходили повсеместные акты убийства: священников и мирян, уничтожение церковного имущества, разрушение церквей. Боевики принуждали жителей к принятию ислама, в случае неповиновения убивали. Тела убитых выбрасывались на улицы как предупреждение остальным.
Международное общество по правам человека сообщило, что только сирийский Алеппо покинули уже 200 тыс. христиан.
В Ливане из-за огромного потока сирийских беженцев обостряется социальная обстановка, вырос уровень криминала. Те из христиан, которые пытаются укрыться в лагерях беженцев, сталкиваются там с новыми проблемами. Они боятся регистрироваться в статусе беженцев, опасаясь, что по окончании войны им будет некуда возвращаться. К тому же в лагерях беженцев в Иордании и Египте имеют место случаи издевательств в отношении христиан. Беженцы-христиане сталкиваются с дискриминацией и в лагерях на территории Иордании и Египта.
Согласно данным агентства ООН по делам беженцев, все больше людей бежит из Сирии в регион Курдистан (Северный Ирак). В настоящее время в Ираке находятся 154 тыс. беженцев из Сирии. Наряду с международными организациями взаимопомощи беженцам помогают, прежде всего, христиане Ирака. Это подтвердил президент организации Caritas в Ираке и халдейский викарный епископ Багдада Шлемон Вардуни (Shlemon Warduni). Детский фонд ЮНИСЕФ сообщил, что для сирийских детей, бежавших в Ирак, будет выделено более 60 тыс. литров питьевой воды и продуктов питания.
Ассирийские христиане бегут в основном в Турцию, в Юго-Восточную Анатолию, в 50 км от границы с Сирией. В ассирийских приходах и монастырях, которые расположены, главным образом, в горных районах Тур Абдин, многочисленные беженцы получают приют. Война в Сирии особенно сильно затронула ассирийские общины на севере страны: насилие, похищения, грабежи коснулись каждого населенного пункта. Целыми семьями христиане под угрозой смерти покидают свои дома.
Всего в Турции зарегистрированы 43 тысячи беженцев. Они проживают в 8 лагерях, организованных властями страны. Еще два лагеря готовятся принять 10 тысяч эвакуированных. Об этом сообщает католическая благотворительная организация «Каритас».
Большинство сирийцев-христиан находят прибежище в Ливане. Беженцев здесь принимают семьи, школы и другие учреждения. Примерно 1800 семей — более 9 тысяч человек — находятся в четырех населенных пунктах долины Бекаа. Католическая благотворительная организация «Каритас» обеспечивает их всем необходимым: питанием, предметами гигиены, психологической помощью. Здесь действует также передвижная больница с педиатром, гинекологом и медсестрой.
Более 150 тысяч человек направились в Иорданию, хотя официально здесь были зарегистрированы немногим более 35 тысяч. Большинство из них живут у родственников и знакомых.
На территории самой Сирии «Каритас» старается обеспечить выживание сотен семей — в Хомсе, Алеппо, Дамаске и небольших селениях. Работники должны действовать с осторожностью, испытывая большие трудности с доступом и транспортом.
На этой неделе сотрудник возглавляемого мной Отдела встречался с православным христианином, приехавшим из окрестностей сирийского города Хомс. По его словам, христиане в Сирии, одной из колыбелей христианства, действительно находятся в крайне тяжелом положении. Например, в Хомсе их дома, офисы и магазины полностью разрушены, люди были вынуждены бежать в окрестные деревни, но даже там они не могут чувствовать себя в безопасности, так как периодически подвергаются атакам боевиков.
В Сирии постоянно происходят похищения и убийства христианских священников. Приведу несколько примеров.
В январе 2012 года в сирийской провинции Хама, в селении Кафр-Бехум двумя выстрелами был убит иеромонах Василий (Нассар), принадлежавший к Антиохийскому Патриархату.
19 января того же года во время переговоров об освобождении похищенного врача террористами был захвачен клирик Антиохийской Православной Церкви Фаддей аль-Хаддад. Через шесть дней его тело было найдено на шоссе недалеко от города Друш. На теле имелись следы пыток, глаза были выколоты.
В феврале 2013 года армяно-католический епископ города Алеппо Бутрос Мараяти сообщил, что клирик его епархии Мишель Кайяль и священник Антиохийского Патриархата Махер Махфуз были похищены по пути из Алеппо в Дамаск. Об этом заявил митрополит Афамейский Исаак (Баракат) в интервью «Голосу России».
В феврале 2013 года католический мелькитский патриархат в Дамаске подтвердил новость о похищении исламистами еще одного священника. Хассан Таббарах из диоцеза Хаурана стал четвертым похищенным к тому времени мелькитским священником.
В марте 2013 года по данным L’observatoire de la Christianophobie боевиками джихадистской группировки «Джебхат Аль-Нусра» в древнем городе Табка в был похищен священник греко-католической церкви.
В апреле 2013 года епископ Сейднайский Лука в своем интервью о событиях в Сирии рассказал, что в городах Забадани и Харасте боевики совершили нападения на православные храмы, при этом были захвачены в заложники священники.
Несмотря на все предпринимаемые усилия, продолжают оставаться в руках боевиков захваченные 22 апреля сего года сирийские иерархи: митрополит Алеппский и Александреттский Павел и митрополит мар Григорий Иоанн Ибрагим. Похищение состоялось в тот момент, когда иерархи исполняли свой пастырский долг. Захваченные иерархи являются одними из наиболее известных и уважаемых религиозных деятелей Сирии. Митрополит Павел — родной брат Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна X.
Со стороны Русской Православной Церкви неоднократно предпринимались усилия, которые содействовали бы освобождению плененных иерархов. Святейший Патриарх Кирилл обращался Президенту России В.В. Путину, Президенту США Бараку Обаме, генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Пан Ги Муну, председателю правительства Турецкой Республики Реджепу Тайипу Эрдогану с призывом всемерно содействовать вызволению захваченных христианских лидеров Алеппо.
Уже неоднократно появлялись сообщения, будто христианские иерархи были освобождены, однако распространяемая информация оказалась ложной. Митрополит Алеппский Павел и митрополит мар Григорий Иоанн Ибрагим до сих пор находятся в плену, их местонахождение неизвестно.
Русская Православная Церковь на протяжении последних лет неоднократно выступала в защиту христианского населения Ближнего Востока и оказывая помощь страждущим. Только в августе 2013 года она перечислила на счет Антиохийского Патриархата 1 320 407 долларов США. Эти средства были собраны по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храмах Русской Православной Церкви на территории России. Деньги были направлены на помощь пострадавшим от военных действий в Сирии. В Антиохийской Церкви пострадавшим от военных действий на регулярной основе помогает департамент внешних церковных связей и развития (Department of Ecumenical Relations and Development — DERD). Нуждающимся в разных регионах выдаются одеяла, матрасы, продукты питания, гигиенические принадлежности.
По данным ООН, пострадавшие от вооруженного конфликта в Сирии больше всего нуждаются в медикаментах, санитарно-гигиенических наборах, электрогенераторах, кухонных плитах, питьевой воде, высококалорийных продуктах длительного срока хранения.
Озабоченность геноцидом христиан в Сирии выражает и руководство нашей страны. В минувший четверг состоялся телефонный разговор Президента Российской Федерации В.В. Путина с Президентом Сирии Башаром Асадом. Глава Российского государства высказал обеспокоенность сообщениями о целенаправленном преследовании экстремистами христианского и других религиозных меньшинств.
Что может сделать Европа?
20 января 2011 года была принята резолюция ПАСЕ «О положении христиан в свете защиты свободы религии», осуждающая убийства или дискриминацию христиан в разных странах, в частности, в Египте, Нигерии, Пакистане, Иране, Ираке, на Филиппинах. Резолюция, адресованная правительствам и парламентам этих стран, была принята большинством голосов. За нее проголосовали представители всех политических партий, присутствующих в Европейском парламенте.
Депутаты решили учредить постоянно действующий орган при Европейской службе внешних действий, который будет следить за развитием ситуации с религиозной свободой в мире и ежегодно информировать органы ЕС и широкую общественность о случаях ущемления свободы совести властями или общественными силами разных стран.
Резолюция Европарламента является важной в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, европейские политики в полный голос высказались по проблеме, которая до сих пор получала лишь периферийное звучание. Таким образом, существование гонений на христиан в мире было признано одним из основных политических органов Европейского союза. Во-вторых, впервые было обращено пристальное внимание на работу лиц, которые занимаются сбором объективных сведений о гонениях на христиан в мире. В-третьих, в своей резолюции Европарламент предложил конкретные способы воздействия на ситуацию. Их принцип прост: деньги и бизнес в обмен на соблюдение прав человека. Экономические соглашения между странами Евросоюза и государствами, имеющими зафиксированные нарушения религиозной свободы христиан и других религиозных меньшинств, должны заключаться только при условии улучшения положения ущемленных в правах религиозных групп. В-четвертых, в принятой резолюции много внимания уделяется необходимости соблюдения религиозной свободы, которая закреплена основополагающими международными и европейскими документами, а также содержится предложение по созданию механизмов ее мониторинга. Вместе с тем эти важные и своевременные призывы приведут к искомым результатам лишь в том случае, если за ними последует создание эффективного и регулярного механизма диалога религиозных общин с национальными и международными структурами. Однако, к сожалению, мы не видим, чтобы эти решения выполнялись на практике.
7 марта на полях 22-й сессии ООН по правам человека в Женеве, по инициативе Императорского православного палестинского общества была проведена конференция на тему: «Сирия: путь к миру». Мероприятие имело большой резонанс в Совете ООН по правам человека. В нем участвовали приглашенные ИППО сирийцы — живые свидетели преступлений со стороны экстремистских вооруженных группировок, разжигания в стране религиозной вражды. Участники привели конкретные примеры и документальные факты зверств, чинимых иностранными наемниками, рассказали о разрушении храмов, об исходе из страны представителей различных конфессий, в первую очередь христиан. Привезенные документальные свидетельства одна из участниц конференции из Сирии монахиня Агнесс Мариам передала Верховному комиссару ООН по правам человека, членам Комиссии ООН по расследованию преступлений в Сирии.
Христиане Ближнего Востока чувствуют себя оставленными на произвол судьбы странами Запада и боятся за свое будущее. Необходимо предпринять шаги по защите христианского населения ближневосточного региона. В частности, необходимо на практике осуществлять принцип, предложенный в резолюции Европарламента от 2011 года, согласно которой помощь той или иной стране возможна только при условии гарантий безопасности христианскому населению этой страны.
Нам всем необходимо выразить решительный протест против того геноцида христиан, который сегодня осуществляется на Ближнем Востоке и представляет собой целенаправленную политику экстремистских и террористических сил по уничтожению христианства вообще в этом регионе. Сегодня тема гонений на христиан звучит в политическом дискурсе и в средствах массовой информации лишь эпизодически. И мониторингом ситуации занимаются, в основном, частные агентства или правозащитные организации. А мы должны добиться того, чтобы к этому подключились государственные руководства ведущих держав — те, в чьих руках в значительной степени находится будущее Ближнего Востока.
Сегодня мы должны осознать, что одной из важнейших задач, стоящих перед нами, является защита гонимых братьев и сестер в разных регионах мира. Эта задача требует безотлагательного решения, для которого следует использовать все возможные средства и инструменты — дипломатические, гуманитарные, экономические и прочие.
Как отметил в одном из своих выступлений Святейший Патриарх Кирилл, говоря о ближневосточном регионе: возможная «потеря христианского присутствия в регионе разрушает веками складывавшийся религиозный баланс».
Упомянутая тема обсуждалась и на состоявшемся 2-5 февраля этого года Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, члены которого выразили «глубокую обеспокоенность в связи с резким ухудшением положения христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке». Собор одобрил «усилия Святейшего Патриарха и Священного Синода, направленные на поддержку наших братьев — христиан Ближнего Востока, испытывающих сегодня притеснения по религиозному признаку в связи с дестабилизацией политической обстановки в регионе». По мнению членов Собора, «исчезновение христианства в тех землях, где оно существует на протяжении двух тысячелетий и где происходили основные события Священной истории, стало бы духовной и исторической трагедией. Защита христианского присутствия в регионе, а также прав и свобод христиан остается одним из важнейших направлений внешней церковной деятельности» Московского Патриархата.
В заключение хотел бы обратиться к присутствующим здесь исламским лидерам с призывом предпринять усилия для прекращения радикализации сознания мусульман, которая порождает христианофобию.
Мы убеждены в том, что ислам — это мирная религия. В нашей стране имеется опыт многовекового сосуществования христиан и мусульман. Мы имеем прямой контакт со многими религиозными лидерами исламского мира, ведем постоянный диалог с исламской общиной Ирана, с управлением по делам религий Турции. Наши связи с мусульманами многих стран мира очень прочные, и мы весьма обеспокоены тем, что под исламскими лозунгами сегодня проповедуется радикализм и осуществляются деяния, не совместимые ни с религией, ни с человеческим достоинством.
Мы надеемся, молимся, трудимся и будем делать все для того, чтобы христианство в Сирии сохранилось, чтобы беженцы могли вернуться в свои дома.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru