Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам XVII Международного симпозиума по православной духовности «Духовная борьба в Православной традиции», который проходит в итальянском городе Бозе с 9 по 12 сентября.
Участникам и гостям XVII Международного симпозиума по православной духовности «Духовная борьба в Православной традиции»
9-12 сентября 2009 года, Бозе (Италия)
Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки! Уважаемые организаторы и участники симпозиума!
Сердечно приветствую всех участников XVII Международного симпозиума по православной духовности, организованного монашеской общиной Бозе и посвященного теме: «Духовная борьба в Православной традиции». Эта тема затрагивает самую суть жизни каждого, кто хочет до конца следовать за Христом. В словах, обращенных к ученикам, Спаситель указывает на то, что подлинно христианский путь сопряжен с борьбой, от исхода которой зависит вечная жизнь человека: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:34-35).
Образ христианской жизни как брани, военного подвига, восходит к словам святого апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11-12). Своей крестной смертью и воскресением из мертвых Господь наш Иисус Христос уже победил силы зла и воссел одесную Бога Отца «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства» (Еф. 1:21). Но окончательное торжество добра над злом в этом мире еще не достигнуто: хотя замысел Бога о спасении во Христе уже явлен, силы зла еще пытаются помешать конечному преображению мира. И сегодня мы наблюдаем постоянную и непрекращающуюся борьбу между силами добра и зла. Когда мы видим, как в современном мире черное выдается за белое, ложь рядится в одежды правды, а то, что на протяжении всей истории человечества считалось грехом, теперь таковым не признается, мы понимаем, что под угрозу поставлены самые основы духовного и нравственного здоровья общества. Церковь Христова в полном сознании своей спасительной миссии никогда не переставала силою Духа Святого, пребывающего в ней, обличать мир «о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:8), призывая к покаянию и деятельно противостоя силам зла в самых разных сферах общественной жизни.
Воистину, духовная брань, как и само спасение, имеет вселенское измерение, затрагивает судьбы мира и человечества. И в наши дни это особенно очевидно. Однако, как свидетельствует весь аскетический опыт Православия, власть «духов злобы поднебесных» в этом мире осуществляется посредством человеческих страстей. Именно многоразличные страсти, владеющие людьми, не позволяют Христу воцариться в человеческом сердце, а значит и в мире. Поэтому победа над собственными страстями — первая цель духовной брани. Без этой победы, без «отвержения себя» (ср. Мф. 16:24-25), любая попытка переустроить мир на самых справедливых началах неминуемо заканчивается новым торжеством зла. История человечества знает немало примеров подобного рода.
Подвижники благочестия на основе своего богатого духовного опыта составили правила борьбы со страстями. Среди аскетических творений святых отцов особенно известны «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея, «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина и, конечно, «Добротолюбие» — подлинная сокровищница духовной мудрости отцов Древней Церкви. Эти творения переводились и издавались на Руси, служа бесценным практическим руководством для многих поколений православных верующих. С их помощью многие христиане достигали святости и сами становились наставниками на трудном поприще борьбы со страстями. Среди русских духовных авторов достойны особого упоминания святители Тихон Задонский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, преподобные старцы Оптиной пустыни. Они жили в сравнительно недавнем прошлом, и поэтому их советы, обращенные к духовным чадам, представляются сегодня особенно актуальными.
В своих аскетических творениях святые отцы указывают четыре основания, на которых строятся подлинная духовная жизнь и борьба со страстями: осознание человеком собственной немощи, возложение всей своей надежды только на Бога, практика воздержания и самоограничения и, наконец, молитвенная жизнь. Таковы суть «орудия Божия» (см. Еф. 6:11-18), при помощи которых христиане, по слову апостола Павла, могут противостать «диавольским козням», и таким образом, сохранить и поддержать то, что уже навсегда достигнуто победой Божией во Христе.
Надеюсь, что благодаря трудам XVII Международного симпозиума еще больше наших современников осмыслят непреходящее значение православного учения о духовной борьбе, которое в условиях стремительно меняющегося мира напоминает о незыблемых правилах христианского подвижничества, помогая следовать им как в личной, так и в общественной жизни.
С любовью о Господе
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ