Вечером 13 сентября, в День города Коломны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил открытый урок «Духовные родники Подмосковья» в Конькобежном центре Московской области «Коломна». По окончании урока Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвещенство, владыка Ювеналий, дорогие участники открытого урока, дорогие друзья!
Сегодня замечательный день в Коломне, празднуется день города, была совершена Божественная литургия, и я получил замечательную возможность соприкоснуться с вашей жизнью, с жизнью Подмосковья, приняв участие в этом празднике. Может быть, самым ярким моментом является это собрание в чудном дворце прекрасных детей, где так легко и просто многим тысячам людей встретиться друг с другом, и как хорошо, что это наша с вами встреча имеет в центре своем такую важную тему, как духовное воспитание человека.
И я хотел бы сказать несколько слов о чем-то, что является жизненно важным для каждого человека. Я бы хотел сказать о призвании. Что такое призвание? Призвание ― это внутреннее сосредоточение человека на определенной сфере деятельности, это внутренняя концентрация внимания и сил по отношению к избранному направлению жизни и деятельности. От призвания зависит во многом человеческое счастье. Если работаешь не по призванию, то работа становится скучной и тяжелой, об этом мудрый человек сказал: «Для того чтобы определить, работаешь ли ты по призванию, или трудишься не по призванию, попробуй оценить свое состояние после отпуска. Если с радостью идешь на работу ― по призванию, а если с воспоминаниями об отпуске, с тяжелым чувством возвращения к какой-то неинтересной рутине, значит нет призвания».
Если человек работает по призванию ― он счастлив, даже если и не всегда его работа достойным образом оплачивается, внутренний подъем радость от совершаемой работы компенсирует материальные недостатки. Для того чтобы быть счастливым человеком, нужно постараться построить свою жизнь так, чтобы работать, трудиться по призванию. Призвание формируется в детские годы, в юношеские годы, вот почему детство и юность являются, может быть, наиважнейшим этапом человеческой жизни. На детей взрослые всегда смотрят немного сверху вниз, потому что дети нуждаются в поддержке, в опеке, в образовании, и взрослый человек, конечно, мудрее, образованнее ребенка, но нужно помнить, что именно в детские годы и юношеские годы формируется то, что потом и будет определять счастье человека. В том числе в эти годы формируется и призвание, поэтому при всей видимой легкости, беззаботности детства и юности на самом деле это очень ответственный этап в жизни.
Призвание формируется под влиянием родителей, иногда даже склонность к тому или иному делу передается генетически, наследственно, но очень большое влияние на формирование призвания оказывает образование, потому что в школе учащиеся могут соприкоснуться с разными областями человеческого знания. Хорошая школа не только вводит ребенка в теоретическое знакомство с теми или иными областями знания, но и помогает соприкоснуться с ними практически. Вы сегодня слышали о замечательных лагерях, где дети трудятся. Конечно, не каждый станет каменщиком, строителем, но участие в труде во время летнего отдыха помогает человеку, маленькому, может быть, еще человеку, юному человеку, понять, что такое труд.
Формирование призвания не происходит автоматически, замечательная существует древняя мудрость, которая гласит: «Учение без размышления ― это пустое занятие, но и размышление без учения опасное занятие». Ведь для того чтобы сформировалось призвание, нужно не просто запоминать тот материал, который вам преподают в школах, нужно размышлять, нужно постоянной работой ума сопровождать свое образование, восприятие информации. Творческая инициатива должна присутствовать, в том числе, и когда просто выучиваешь урок. И нужно попытаться осознать, понять преподаваемый материал, как-то через самого себя пропустить все то, что тебе дают. И в тот момент, когда сердце отдается, когда понимаешь: это ― мое, тогда перестает быть скучным изучение этой дисциплины.
Хотел бы вспомнить еще замечательное высказывание Аввы Дорофея ― был такой старец дивный, отец Церкви, он много писал, был очень образованным человеком, жил на рубеже VI-VII веков. Авва Дорофей не мог учиться, не давалась ему учеба, и не только потому, что так трудно усваивался материал, но и не хотелось учиться. Вспоминая годы учебы, он говорил, что для него прикосновение к книге было как прикосновение злого зверя. Он бежал от учебы и не хотел учиться, но в какой-то момент стал побуждать себя, заставлять себя, воспитывать свою волю. И потом в тех же самых воспоминаниях о своей учебе он говорит, что учение, книга стали для него всем. Он забывал про еду, про питие, про сон, настолько интересно было погружаться в этот мир науки.
В мир науки интересно погружаться тогда, когда ты чувствуешь призвание, и не только в мир теоретической науки. Потому что вообще вся человеческая деятельность ― это Наука с большой буквы. Если вы почувствуете радостное веление сердца, соприкасаясь с той или иной сферой человеческой деятельности, остановитесь внимательно на этой деятельности, подумайте о ней еще и еще раз, пропустите ее через себя, чтобы обрести это призвание. Ну и, конечно, огромная роль ― у педагога. Ведь учитель не только знает больше, чем ученики ― он рассказывает урок, передает информацию. В конце концов ведь все то же самое можно просто и почитать, но не могут чтение книг или использование Интернета заменить реальный опыт общения с педагогом, потому что педагог, преподаватель, профессор в высшей школе ― это не только человек, передающий некие знания. Это ― путеводитель по науке, экскурсовод.
В одном из своих замечательных произведений отец Павел Флоренский, выдающийся наш ученый, энциклопедист, священник, писал о том, что означает быть преподавателем, профессором. Он связывал профессорский, преподавательский труд действительно с трудом экскурсовода, который ведет группу посетителей, например, по ботаническому саду. Он рассказывает о растениях, рассказывает о природе, но об одной травинке он говорит дольше, и говорит, так, что вдруг знания, которые он передает, становятся настолько притягательными, что люди останавливаются у этой же травинки и долго-долго всматриваются в нее.
Великое искусство педагога заключается в том, чтобы быть таким путеводителем по науке и по жизни, уметь правильно расставлять акценты, заинтересовывать детей, формировать образ. А какой образ? Может быть, покажется странным, но каждый педагог передает свой образ учащимся, и вот здесь, может быть, следует сказать о самом главном, о том, что существует сейчас некий кризис, кризис в отношениях между поколениями. Часто бывает, что молодые люди плохо понимают старших, в том числе и плохо понимают своих педагогов. Возникает некая разделительная линия между учащимся и педагогом, учителю не удается достучаться до сердца, не только до разума ― до сердца учащихся. И происходит это не только потому, что, может быть, учащийся не достаточно внимательный и усердный (что, конечно, бывает), но очень часто это зависит от неспособности преодолеть это разделение самого педагога. Образ будет усвоен тогда, когда этот образ прекрасен, вот почему все у педагога должно быть прекрасно, включая внешность, одежду, манеру говорить, но, самое главное, должна быть внутренняя прекрасная жизнь у человека. В этом смысле каждый педагог должен быть подвижником, потому что от его внутреннего духовного и душевного состояния зависит успех его дела.
Я бы хотел сейчас сформулировать некое правило. Не может быть плохой человек хорошим педагогом. Точно так же, как священник.
Вот есть такие человеческие занятия ― педагогика, воспитание, то же самое духовное просветительство... Священник тоже должен быть подвижником. Его внутренний мир ― это есть некий способ передать, в том числе, и информацию. Разве будут слушать плохого священника, который живет не в соответствии с тем, что он проповедует? И точно так же не будут слушать и педагога, плохого человека, злого человека, у которого все не в порядке в личной жизни: плохая семья, плохие дети... Труд педагога прекрасен, но он требует внутренней аскезы, он требует некоего внутреннего подвига. И без этого подвига невозможно передать свой внутренний мир тем, кто с вниманием следит за каждым словом педагога.
Но, с другой стороны, не будет многое понято и принято, если сам учащийся, подобно Авве Дорофею, не начинает понуждать себя преодолевать лень, разгильдяйство, несобранность, если он тратит драгоценное время на пустые, ненужные вещи. В нашем мире очень много соблазнов. Я вспоминаю, как, заканчивая школу, готовился к экзамену. Это было весной, погода была прекрасная, окна были открыты, через окна до моего слуха долетала музыка одной очень популярной и милой песни, которую пели в то время, когда я был молодой. Я выглянул в окошко, увидел молодых людей, девушек, которые гуляли под звуки этой музыки, меня так потянуло на улицу, мне так захотелось быть там же: там весело, там красиво!
Но, открыв учебник, я подумал: а может быть, сейчас что-то самое главное в моей жизни решается, закрою окно, сяду за письменный стол и не пойду на улицу. И вот от такого поступка может зависеть вся дальнейшая жизнь. Я постоял у окна, помолчал, подумал, закрыл окно, даже занавески занавесил, хотя это было днем, стал готовиться к экзамену. Я вспоминаю этот случай из своей жизни, потому что знаю: вы проходите через те же самые соблазны. Но сегодня их еще больше, телевидение постоянно присутствует в нашей жизни, компьютеры, которые тоже могут и передавать информацию, и отвлекать от информации... И требуется тоже своего рода аскетизм, через который вы воспитываете свою волю, способность управлять своими мыслями и своими поступками. Способность убеждать себя является замечательной способностью человека. И вы именно здесь, в этой сфере своего личного бытия сдаете самый главный экзамен на вашу зрелость. От этого будет зависеть вся ваша будущая жизнь. И никакой самый замечательный педагог не способен будет передать вам знания, опыт, свой образ ― этот прекрасный образ, ― если у Вас не будет силы, способности ограничивать самих себя в удовольствии, развлечении ― с тем, чтобы концентрировать внимание на учении.
Мне кажется, что вообще система образования ― это удивительная система, которая работает по принципу двустороннего движения: от педагога к учащемуся, от учащегося к педагогу. Учитель учит ученика, а ученики помогают расти учителю. Дай Бог, чтобы в результате вашего пребывания в школах сформировалось ваше призвание. Чтобы то, чем вы будете заниматься в будущем, было для вас радостным занятием, чтобы вы, выходя из отпуска, с легким чувством и огромным интересом возвращались к своему труду. Речь идет не обязательно о престижном труде ― любой труд может и должен давать человеку чувство удовлетворения. Так и происходит, если человек трудится по призванию.
И последнее, о чем я вам хотел бы сказать... Призвание предполагает, что кто-то призывает. Не то, что сам призываешься, а кто-то призывает. < ...> Порой видишь, как другие трудятся в той области, в которой ты хотел бы трудиться, чаще всего после этого и происходит выбор профессии. Но есть у нас еще одно призвание, у каждого из нас, вне зависимости от того, какое профессиональное дело мы изберем.
Я сегодня начал об этом говорить в храме, потому что это связано с тем Евангелием, которое мы читали на Литургии. Многие из тех, кто постарше, узнают этот текст. Речь идет о притче, о притче, которая повествует о богатом человеке, о господине, который пригласил на брачный день своего сына друзей, послал своих слуг, чтобы разнесли приглашения. А те, кому это приглашение направлялось, отказались прийти на свадьбу, каждый был занят своим делом и не очень хотел идти на это веселье. Да больше того: взяли кого-то из них и побили, даже жизни лишили, обвиняя в том, что их от собственного дела отрывают. Тогда разгневался господин, и открыл двери этого брачного чертога, брачного пира для всех кто хочет придти (см. Мф. 22:1-14).
Смысл этой притчи в том, что под этим господином Господь подразумевал Бога. Господь всех нас призывает, в этом смысле у нас у каждого есть призвание быть с Ним. Одни это призвание чувствуют так сильно и ярко, что не могут уже ничем другим заниматься, как только прямо служить Богу: идут в семинарии, становятся священниками, идут в монастыри, через служение Богу формируют различные образы своего служения ближним. У других это призвание не так сильно определяет жизненный путь, но, тем не менее, имеет огромное значение для интеллектуального и нравственного формирования личности. Но есть люди, которые, подобно тем, кому было от Господа приглашение, отказываются его принять, не хотят, да не только не хотят ― иногда и грубое слово могут сказать тем, кто пришел приглашать на Божий пир веры, а были случаи, что и убивали посланников.
Мир будет совсем иным, жизнь наша будет совсем иной, вокруг будет много добра, света и правды, если мы откликнемся на Божие призвание. Если мы свое профессиональное призвание соединим с одним общим для нас призванием ― быть с Богом. И тогда в лучах Божией правды и в лучах Божией благодати, как в лучах солнца переливается драгоценные камень, засверкает всеми гранями наша жизнь. Потому что Бог ― это свет, а без света никакой драгоценный камень не виден, никакая грань не играет, никакой красоты он не являет. <...> Бог есть свет, который озаряет нас Своей благодатью, и в свете этой благодати дивно просияют человеческие таланты, человеческие призвания, такие многообразные, такие различные, формирующие единую красоту Богом созданного мира.
Дай Бог, чтобы через эти уроки, которые вы сегодня получаете в школах Подмосковья, была явлена вам красота Божиего мира. Храни вас Господь.