21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященства, досточтимые владыки, Ваше Высокопреподобие, отец Владимир, настоятель сего святого храма, дорогие отцы, братия и сестры!
Для меня большая радость в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы посетить этот прославленный храм, отмечающий свое 500-летие, храм, который непосредственно связан и с празднованием самого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, и с тем великим событием, которое произошло в этот день в 1380 году, ― русские войска победили на Куликовом поле.
В истории нашего Отечества было несколько таких судьбоносных моментов, от решения которых в ту или иную сторону могла зависеть судьба Отечества на многие столетия. Одним из таких поворотных моментов было 21 сентября 1380 года.
Это тоже наш День Победы. К сожалению, если судьбоносные события совершались в глубокой древности, их значение не всегда очевидно для многих живущих сегодня людей. Для того чтобы понять смысл происходившего в 1380 году, проникнуться глубиной и важностью того события, нужно не только в учебниках прочитать о том, что произошло, — нужно представить себе, какая колоссальная опасность нависла в то время над страной, и нужно представить себе, каким чудом и каким человеческим героизмом была обеспечена эта победа.
Для истории Отечества вторично, каким оружием сражались воины, вступали ли они в единоборства, как Пересвет и Ослябя, или использовали какие-то другие виды оружия, не вводящие воюющих в прямое соприкосновение. Очень важен результат битвы. И Куликовская битва стала победной битвой. Не русские полки шли завоевывать чужие земли, не русские люди мечтали о том, чтобы покорить иные страны и народы и подчинить их себе, но в тот день и в те мгновения решалась судьба русского православного государства, которое прошло уже через многие испытания и только-только начало обретать силу. И вся эта народная сила сконцентрировалась благодаря общей воле, единой вере, единому мощному целеполаганию.
Народ почувствовал необходимость победить. Никто не знает, было ли вооружение русских лучше, чем вооружение противников. В точности никто не знает, чье войско и насколько было больше и сильнее. Но победа была одержана, и потому русские люди, всегда способные во смирении преклонять свои главы пред промыслом Божиим, благодарили Господа, Его Пречистую Матерь за чудо, которое было явлено; благодарили и старца Всероссийского, игумена Радонежского Сергия, что благословил князя Дмитрия Донского на эту сечу и дал ему в помощники двух монахов, останки которых ныне покоятся в этом храме.
Можно представить себе состояние Пересвета, который вступал в единоборство с великаном, гигантом, непобедимым противником. Достаточно поставить самих себя на место того монаха, ведь он не был профессиональным воином, он не тренировался каждый день в военных искусствах; но ему был дан меч, а вместе с мечом и благословение победить врага, потому что от этого единоборства во многом зависел исход битвы.
Мы знаем, что ни тот, ни другой не победили. Это был знак того, что равновесные силы входят в это страшное вооруженное соприкосновение; и, наверное, еще больше усилилась молитва наших воинов, сознававших в тот момент, что без помощи Божией не одолеть врага. Мы знаем, что враг был одолен. И хотя еще долгие годы Русь оставалась несвободной, но она уже почувствовала свою свободу, уже разжалась жесткая хватка врага, на протяжении столетий наносившего огромный ущерб нашему Отечеству. И мы знаем, что когда почти через 100 лет враг захотел дать последний бой, он этого сделать не посмел и отошел восвояси, и Русь обрела свободу после трехсотлетнего плена и зависимости от иноземцев.
Это событие помогает и нам, современным людям, многое понять. Конечно, с тех пор прошло очень много времени, сменились эпохи, и даже храм, в котором мы стоим сейчас, который, казалось, должен был стать мемориалом русской воинской славы, которому надлежало быть окруженным прекрасным парком, замечательными сооружениями, подчеркивающими значение этого святого места, — оказался в плену в прямом смысле слова, в плену этих заводских построек. С большим удивлением ехал я на машине по узкому коридору среди бетонных заборов, не понимая даже, куда меня везут. И только когда я увидел эту возрожденную красоту, храм XVI века, один из самых прекрасных в Москве, то понял, что несмотря на годы разрушений, когда даже внешний вид храма не напоминал о том, что это дом Божий, несмотря и на нынешние стесненные обстоятельства, этот храм источает великую силу ― силу исторической памяти.
Если мы хотим побеждать (необязательно на полях сражений, дай Бог, чтобы нам вообще не приходилось больше выступать на эти страшные поля сражений), если мы хотим побеждать как народ, если мы хотим преодолевать тяжкие последствия прошлого, если мы хотим решать проблемы, которые перед нами стоят, так же, как их решали во времена преподобного Сергия, Дмитрия Донского, Пересвета и Осляби, — соединяя свои собственные силы с помощью Божией, — мы, действительно, принося покаяние за греховное беспамятство наших отцов и дедов, должны создавать сегодня иную жизнь. И я верю, что одним из символов новой жизни будет освобождение из плена и этого храма.
Я бы просил всех, от кого это зависит, ― и городские власти, и представителей федеральной власти, — сделать все для того, чтобы этот памятник национальной славы нашего народа был виден издалека, чтобы сюда могли приезжать люди, паломники, туристы из России, из-за рубежа, созерцая красоту этого места, соприкасаясь с красотой духовного подвига нашего народа.
Я благодарю Вас, отец Владимир, за многие труды, которые Вы понесли по воссозданию этого храма. Я очень надеюсь, что и в дальнейшем эти труды будут продолжаться, с тем, чтобы освободить храм из плена этого страшного окружения в виде запущенных полуразрушенных цехов. Даже если бы все они работали, то и в этом случае подобное окружение не было бы достойно сего великого памятника нашего народа. Тем более удручающее впечатление производит нынешняя картина. Дай Бог, чтобы она изменилась. И для этого не нужно начинать никаких войн — нужно лишь, чтобы все те, от кого зависят изменения, осознали важность этого делания во славу Отечества, в память о воинах наших, спасших и освободивших Русь в один из самых судьбоносных моментов нашей истории.
Надеюсь, что и внутренний вид храма будет приукрашаться, потому что это действительно воинский мемориал особого общенационального значения. Это место имеет значение не только для нынешней Российской Федерации, но и для всей исторической Руси, в том числе для Украины и для Беларуси, потому что если бы тогда на Куликовом поле русские воины не одержали победу, то, наверное, волна страшной оккупации и порабощения прокатилась бы по всей исторической Руси.
Пусть Господь хранит всех вас. Особенно приветствую прихожан этого храма. Никогда не забывайте этого святого места, преклоняйте главы своя перед великими останками преподобных Александра и Андрея. На примере этих двух иноков учите ваших детей и внуков, как нужно любить Родину, как нужно любить Церковь, учите тому, что жизнь отдать за ближних ― это не страшная неудача, как многие считают, но высочайшая ценность, ведь тот, кто поступает так, обретает Царствие Божие, и ему прощаются всякие грехи, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин 15:13).
Пусть же пример Пересвета и Осляби, пусть пример наших воинов, душу свою положивших в далеком 1380 году на Куликовом поле в день Рождества Пресвятой Богородицы, поможет и нам, современным людям, любить страну нашу, любить народ наш, хранить память о его величии, преодолевая неправду и беззакония минувшего века. И верю, что Господь приклонит Свою милость и к Церкви нашей, и к стране нашей. Аминь.