(от греч. enkrateia, воздержание) — еретическое движение в Древней Церкви и его адепты, проповедовавшие крайние формы воздержания как необходимое условие для спасения и членства в Церкви. Энкратиты отрицали брак, запрещали употребление в пищу мяса и вина, заменяя вино водой даже в Евхаристии, вопреки установлению Господа (Мф 26. 26 и др.), за что были прозваны также «акватианами» (от лат. aqua, вода).
Основателем секты Евсевий Кесарийский (Церковная история 4. 29) вслед за сщмч. Иринеем Лионским (Против ересей 1. 28) считает греческого апологета II в. Татиана Ассирийца, ученика св. мч. Иустина Философа, ушедшего из Церкви вскоре после мученической кончины учителя. Татиану и энкратитам инкриминируются также искажения Св. Писания в «Диатессароне» (древний сирийский синоптический свод «из четырех» Евангелий) и отрицание Павловых посланий и Деяний Апостолов.
В то же время, сщмч. Ириней (тамже) выражает недоумение, как Татиан, показывавший в своей апологии превосходство Моисея и пророков над всеми греческими мудрецами, мог настолько исказить то учение о богоустановленности брака и назначении полов, какое содержится в первых главах книги Бытия. В свою очередь, сщмч. Ипполит Римский (Философумены 8. 20) описывает энкратитов скорее как раскольников, нежели как еретиков, говоря, что они «признают учение о Боге и Христе согласно с Церковью, но в образе жизни уклоняются».