Религиозный орден «Опус Деи» («Дело Божье»), имеющий в настоящее время большое влияние на политику Ватикана, выступил против экранизации романа Дэна Брауна «Код да Винчи». Пресс-секретарь ордена Мануэль Санчес огласил специальное коммюнике, в котором руководством «Опус Деи» призывает американскую компанию «Сони-Коламбия» опустить в фильме те места, которые могут «ранить чувства католиков», дав понять, что в обратном случае может обратиться в суд.
«Опус Деи», который был создан по образу и подобию ордена иезуитов в 1928 году испанским священником Эскрива де Балагером, канонизированным позже в лике святых Католической Церкви, насчитывает 85 тысяч членов во всем мире, но имеет наиболее глубокие корни в Испании.
«Опус Деи» фигурирует в бестселлере Брауна как мракобесная тайная секта, защищающая самые консервативные позиции католицизма. Главный злодей романа — монах-альбинос, за которым тянется череда убийств, - является членом «Опус Деи». Не останавливаясь перед пролитием крови, он выполняет указание руководства ордена: воспрепятствовать тому, чтобы герои романа узнали, что Иисус Христом якобы жил в грехе с Марией Магдалиной.
В таком подходе Брауна к «Опус Деи», как считают некоторые критики, сказалось то, что орден имеет давнюю зловещую славу. Всегда действуя в тени, он оказывал решающую поддержку кровавым диктатурам Франко в Испании, Пиночета в Чили, Виделы в Аргентине и других испаноязычных странах, помогал диктаторам манипулировать людьми, оправдывал репрессии «во имя Бога», стоял на защите самых антидемократических канонов.
В эпоху Иоанна Павла II Католическая Церковь упорно выступала против романа Брауна, обвиняя его в том, что он содержит «сплошную ложь, искажения, абсурдную и вульгарную фальсификацию» внутренней жизни и истории Церкви. Однако эти замечания делали только дополнительную рекламу этому произведению, которое многие специалисты считают крайне слабым с художественной точкой зрения. Специалисты уверены, что новые критические высказывания «Опус Деи», теперь уже в отношении экранизации романа, лишь будут способствовать успеху фильма.
Пресс-служба ордена утверждает в своем коммюнике, что в фильме содержится «неуважение к доктрине Католической Церкви и ее искаженный образ». Несогласные с этой оценкой возражают, что «Опус Деи» вовсе не радеет об интересах всей Церкви, а защищает лишь собственные, опасаясь дискредитации.
Как стало известно, руководство ордена уже обращалось к компании «Сони-Коламбия» с просьбой по меньшей мере не упоминать его в фильме. Однако орден не получил от американской кинокомпании гарантий, что он не будет фигурировать в фильме.
Вокруг произведений Брауна в Испании не первый раз бушуют страсти. Ранее многие испанцы обиделись на писателя за то, как он описал современную испанскую действительность в другом своем произведении «Дигитальная крепость», написанном до «Кода да Винчи» и также пользующимся успехом. Этот ранний роман Брауна будет опубликована в Испании в марте нынешнего года.
После того, как некоторые испанцы ознакомились с романом в оригинале, они были шокированы. Их вывело из себя то, что Браун показал Испанию как страну, в которой, хотя в последние десятилетия многое изменилось и модернизировалось, она все-таки еще не достигла уровня наиболее развитых цивилизованных государств. По мнению многих критиков, писатель, столкнувшись с «отдельными недостатками», «чрезмерно сгустил краски, показав Испанию в весьма негативном духе».
Например, хотя Испания считается страной, в которой почти нет или мало коррупции, герой «Дигитальной крепости» становится свидетелем коррупции в полиции и жандармерии. Браун рисует неприглядную картину обслуживания в учреждениях системы социального здравоохранения Испании: залы ожидания в них «пахнут мочой», они настолько они переполнены пациентами, часами ждущими оказания им неотложной помощи от врачей и чувствующими себя забытыми и совершенно беспомощными, что они напоминают «павильоны для съемки фильмов ужасов в Голливуде».
Герой «Дигитальной крепости» жалуется на отсутствие в Испании неотъемлемых для американцев уличных коммунальных услуг. В частности, на обилие испорченных общественных телефонов, «которые проглатывают и не отдают монеты», из-за чего герой долго не может дозвониться до США.
Ожидается, что, когда «Дигитальная крепость» выйдет в Испании и с ее прочтет массовый читатель, это вызовет скандал.
Подобного рода «литературные инциденты» в Испании происходят не впервые. В 1998 году другой автор бестселлеров из США Том Клэнси в романе «Равновесие власти» в форме фантастической утопии таким образом описал политическую ситуацию в Испании, в частности, баскский терроризм, что это вызвало поток возмущенных откликов. В конце концов издатели были вынуждены при публикации этого произведения в Испании опустить те места, которые вызывали особо негативную реакцию у испанцев.
АНН/Седмица.ru/Патриархия.ru