Святой чудотворец Алексий, митрополит Российский, происходил из боярского рода. Родители его, Феодор и Мария, были бояре Черниговского княжества. Святой Алексий родился в Москве при московском князе Данииле Александровиче, сын и наследник которого, князь Иоанн Даниилович, тогда еще отрок, был восприемником Алексия во Святом Крещении, при котором младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения. Однажды, когда Елевферию было 12 лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей».
Пробудившись от сна, отрок никого не увидел вокруг и сильно удивился тому, что он слышал. С сего времени он стал много думать и размышлять, что должен значить этот голос. Возлюбив Бога с юного возраста, он оставил своих родителей, отказался от женитьбы, и, желая поработать единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве, и здесь постригся в иноки, причем в пострижении ему дали то имя, которое он слышал в сонном видении, — Алексий. Тогда игуменом в Богоявленском монастыре был Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он сам постриг святого Алексия, которому шел тогда двадцатый год.
С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился, постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности. За богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия, даже сам Великий князь Московский Симеон Иоаннович и митрополит Феогност сильно любили его. За многие добродетели он был поставлен епископом города Владимира.
Когда преставился митрополит Феогност, Великий князь Московский Иоанн Иоаннович, принявший бразды правления после брата своего, Великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал митрополитом святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград к Святейшему Патриарху Филофею. Филофей поставил святого Алексия митрополитом Киевским и всея России. По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Русской Церковью и еще более стал подвизаться, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример словом, делом и жизнью, верой и чистотой, духом и любовью.
Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве — ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами.
Слава о святителе Алексии распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. В то время супруга хана татарского Джанибека Тайдула уже три года как лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к Великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы тот, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение. При этом Джанибек дополнил: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю».
Когда прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексий восскорбел, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам Великого князя Димитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку. Перед своим отшествием из Москвы он совершил с духовенством молитвенное пение в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время этого молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. Из этого святой Алексий понял, что Господь благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучным. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию.
Еще до прибытия блаженного в столицу монголов царица в сонном видении узрела святителя Божия Алексия в архиерейской одежде, в сопровождении иереев. Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценные облачения для архиереев и священников по тому образцу, как она видела в сонном видении. Когда святой Алексий приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил священной водой царицу, и та тотчас прозрела. Хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумлялись сему дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив их, Джанибек отпустил их с миром.
Возвратившись из Орды, святой Алексий по прошествии некоторого времени принужден был снова отправиться в Орду. Хан Джанибек умер, а на его престол вступил жестокий и кровожадный сын его Бердибек. Убив своих 12 братьев, он хотел идти со своим войском на Русскую землю. Тогда, по просьбе Великого князя Иоанна, святой Алексий отправился в Орду к Бердибеку и своей кроткой, разумной беседой укротил ярость жестокого хана. Исходатайствовав пред грозным владыкой мир для христиан, святой Алексий возвратился в Москву, ибо сюда был перенесен святым Петром, митрополитом Киевским, престол Киевской митрополии вследствие частых войн и вторжений варварских народов.
Когда скончался Великий князь Иоанн, на плечи святителя легла опека над несовершеннолетним князем Московским Димитрием Иоанновичем (будущий вел. князь Димитрий Донской, память 19 мая/1 июня). Власть Великого князя выпросил себе в Орде суздальский князь Димитрий Константинович. Святитель должен был благословить суздальского князя на великое княжение, но отказался исполнить просьбу Великого князя жить во Владимире, оставаясь благопопечительным отцом для юного князя Димитрия Иоанновича. В Орде между тем шли смуты; каждый год являлось по нескольку ханов, истреблявших один другого; в 1362 году появилось два хана-соперника. Юный Димитрий выпросил у одного из них звание Великого князя Руси и заставил Димитрия Константиновича удалиться из Владимира. Святитель Алексий с радостью благословил питомца своего на великое княжение чудотворной Владимирской иконой Богоматери. Он был душой всех дел князя Димитрия, трудами святителя росла и крепла власть Великого князя Московского.
Святитель Алексий занимался строением обителей иноческих. Так, он построил на берегу реки Яузы храм во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Нерукотворенного Его Образа, устроил при сем храме монастырь и ввел в нем общежительный устав. Старейшинство в новой обители он вручил Андронику, ученику святого чудотворца Сергия. Кроме этого монастыря, святитель Алексий построил и другие церкви и монастыри в Москве и в других городах русских. Так, он построил в Москве каменную церковь во имя святого Архистратига Михаила, в честь славного Чуда его, бывшего в Хонех, и устроил монастырь, доныне именуемый Чудовым; здесь святитель заповедал положить свое тело.
Святитель Алексий преобразовал женские монастыри, поставив во главе их независимых игумений. До его времени женские обители зависели от мужских. Своим новым уставом он довел их до процветания. При нем в Москве было создано несколько женских монастырей по его уставу. В Зачатьевском монастыре чтились могилы его сестер Евпраксии и Юлии. Одна из них была игуменьей. Устав митрополита Алексия был окончательно утвержден Стоглавым собором в 1551 г. и стал обязательным.
Много других дел, достойных памяти, славных и дивных, соделал святитель Алексий во славу Божию и добре пас свое словесное стадо до самой своей кончины.
Предузнав о своем отшествии к Господу, святитель совершил Божественную службу и причастился Святых Тайн. Пожелав всем пребывать в мире, он воздал всем последнее целование и спокойно предал Господу свою душу 12 февраля 1378 года. Святительский престол великий служитель занимал 24 года, всех же лет жизни его было 85. С подобающей честью тело его было погребено в созданном им храме во имя Архистратига Михаила в приделе Благовещения Пресвятой Деве в Чудовом монастыре.
Спустя много лет обретены были святые и многоцелебные его мощи вполне нетленными. Даже ризы на почившем святителе были совершенно целы, как будто их надели накануне.
Мощи святителя Алексия были перенесены в Архангельский собор, а в 1947 г, в связи с подготовкой к празднованию 800-летия Москвы, по просьбе Патриарха Алексия I перенесены в кафедральный Богоявленский собор в Елохове, где они покоятся и ныне.
От них и доселе источаются, как бы от неиссякаемого источника, многие исцеления и подается святыми его молитвами помощь всем с верой припадающим к ним.
По материалам сайта «Православие и современность»