Распространенное накануне сообщение об отказе папы Римского Бенедикта XVI от титула «Патриарх Запада» некоторыми аналитиками было расценено как шаг к сближению с Православными Церквами. Епископ Венский и Австрийский Иларион считает, что данное опущение может восприниматься как подчеркивающее претензию на вселенскую церковную юрисдикцию, отраженную в других титулах папы Римского.
В прессе появились сообщения о том, что в новом издании «Annuario Pontificio» за 2006 год отсутствует один из девяти титулов Римского папы: «Патриарх Запада». Теперь список титулов папы звучит так: «Епископ Рима, викарий Иисуса Христа, Преемник князя апостолов, Верховный понтифик Вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен города-государства Ватикан и раб рабов Божиих».
Комментируя данное опущение, кардинал Акиле Сильвестрини, бывший префект Конгрегации восточных Церквей, сказал: «В прошлом Патриархат Запада противопоставлялся Патриархату Востока. Я думаю, что папа хотел устранить такого рода противопоставление, и его поступок мотивировался стремлением к экуменическому прогрессу».
Тем не менее, считает епископ Иларион, никакого «Патриархата Востока» Православные Церкви никогда не знали. «На Западе существовал единственный Патриархат — Римский, тогда как на Востоке было четыре Патриархата. Западный Патриархат вместе с четырьмя Восточными Патриархатами образовывали так называемую «пентархию», — отмечает епископ Иларион.
Поэтому, по мнению епископа Илариона, остается непонятным, каким образом опущение титула «Патриарх Запада» может улучшить отношения Римского престола с Православными Церквами. «Скорее, наоборот, данное опущение может восприниматься как подчеркивающее претензию на вселенскую церковную юрисдикцию, отраженную в других титулах папы Римского».
Далее он подчеркивает, что на пути к евхаристическому единству между католицизмом и православием по-прежнему стоит множество препятствий догматического и экклезиологического характера. «Однако главным препятствием на пути к единству, по мнению многих православных богословов, остается именно учение о вселенском примате римского епископа — учение, которое станет основной темой переговоров между православными и католиками в рамках Смешанной комиссии», — сказано в комментарии.
«В этом контексте, — продолжает епископ Иларион, — наиболее неприемлемыми и даже скандальными, с православной точки зрения, являются именно те титулы, которые подчеркивают претензию папы на вселенскую юрисдикцию: «викарий Иисуса Христа», «Преемник князя апостолов», «Верховный понтифик Вселенской Церкви».
Согласно учению Православной Церкви, у Христа нет и не может быть «викария» — земного представителя, который управлял бы Вселенской Церковью от Его имени.
«Хотелось бы надеяться, — высказывает в заключение свое пожелание епископ Иларион, — что Папский Совет по содействию христианскому единству даст официальное разъяснение по данному вопросу».
Пресс-служба Московской Патриархии/Пресс-служба Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях