Священномученик Ипатий, епископ Гангрский
Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, был епископом города Гангры в Пафлагонии (Малая Азия). В 325 году он принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее, на котором была предана анафеме ересь Ария.
Когда в 326 году святитель Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, в пустынном месте на него напали последователи раскольников Новата и Фелициссима. Еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. Подобно первомученику архидиакону Стефану, святитель Ипатий молился за убивавших его. Одна женщина-арианка ударила святителя камнем по голове, и он скончался. Убийцы скрыли тело мученика в пещере, где его обнаружил крестьянин, хранивший там солому. Опознав тело епископа, он поспешил сообщить об этом в город, и жители Гангр с честью погребли мощи своего любимого архипастыря.
После смерти мощи святителя Ипатия прославились многочисленными чудотворениями, в особенности изгнанием бесов и исцелением болезней.
С давних пор священномученик Ипатий особо чтился в Русской земле. Так, в 1330 году в Костроме был построен Ипатьевский монастырь, на месте явления Божией Матери с Предвечным Младенцем и предстоящими святыми - апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. Этот монастырь впоследствии занимал значительное место в духовной и общественной жизни нашего народа, особенно в годы Смутного времени. Древнейшие списки жития священномученика Ипатия были широко распространены в русской письменности, и один из них вошел в состав Четиих Миней митрополита Макария (1542-1564). В этом житии сохранилась запись о явлении Спасителя святителю Ипатию накануне мученической кончины. Почитаемому святому составлялись молитвы, похвальные слова и поучения в день его памяти. Благоговейное почитание святителя Ипатия выразилось и в литургическом творчестве русских авторов. В ХIХ веке была написана новая служба священномученику Ипатию, отличающаяся от службы, написанной преподобным Иосифом Студитом, содержащейся в мартовской Минее.
Иконописный подлинник | |
Тверь. XV.Ипатий Гангрский с житием. Икона. Тверь. 1-я половина XV в. ( У Попова Г.В. - XVI в.) 112 х 81. ГТГ. Москва.
|
|
Кипр.Сщмч. Ипатий. Фреска. Кипр.
|
|
Кипр.Сщмч. Ипатий и Ираклид. Фреска. Кипр.
|
|
Афон. 1546.Сщмч. Ипатий. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.
|
|
Афон. 1547.Сщмч. Ипатий. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.
|
|
Афон. 1547.Мучение св. Ипатия. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.
|
|
Москва. XVI.Ап. Филипп, свт. Иоанн Златоуст, свт. Ипатий Гангрский (оборот иконы "Владимирская"). Икона. Москва. XVI - начало XVII в. Вклад Д.И. Годунова. Собрание Костромского музея-заповедника "Ипатьевский монастырь".
|
|
Русь. XVII.Минея - Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.
|
|
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |