Священномученик Киприан, святая мученица Иустина и святой мученик Феоктист
Священномученик Киприан, святая мученица Иустина и святой мученик Феоктист умерщвлены в Никомидии в 304 году.
Святой Киприан был язычник, родом из Антиохии. Еще в раннем детстве отдан был нечестивыми родителями в служение языческим богам. С семи лет до тридцати Киприан обучался в крупнейших центрах язычества - на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, был посвящен на Олимпе в жрецы. Обретя великую силу призывания нечистых духов, видел самого князя тьмы, беседовал с ним и получил от него полк бесов в услужение.
Вернувшись в Антиохию, Киприан стал почитаться язычниками как главный жрец, удивляя людей способностью управлять стихиями, насылать мор и язвы, вызывать мертвецов. Многие людские души сгубил великий жрец, обучая их чародейству и служению бесам.
В том же городе жила христианка - девица Иустина. Обратившись ко Христу от языческого заблуждения и приведя к истинной вере отца и мать, она посвятила себя Небесному Жениху и проводила время в посте и молитве, сохраняя девство. Когда юноша Аглаид предложил Иустине стать его супругой, то святая мученица ответила отказом. Аглаид обратился к Киприану и просил его с помощью чародейства склонить Иустину к замужеству. Но как ни старался Киприан, ничего не мог сделать, потому что святая мученица молитвой и постом сокрушала все козни диавола. Заклинаниями насылал Киприан на святую деву бесов, разжигавших в ней плотскую страсть, но она изгоняла их силой Крестного знамения и горячей молитвой ко Господу. Даже один из бесовских князей и сам Киприан, силою волшебства принимавшие различные обличья, не могли искусить святой Иустины, огражденной твердой верой во Христа. Все чары исчезали, и разбегались бесы от одного вида и даже имени святой девы. Разгневанный Киприан наслал мор и язвы на семью Иустины и весь город, но и тут был побежден ее молитвой. Душе его, развращенной властвованием над людьми и стихиями, открылась вся глубина ее падения и ничтожества тех, кому он служил. "Если ты боишься даже тени Креста и трепещешь Имени Христова, - сказал Киприан сатане, - то что ты будешь делать, когда сам Христос придет на тебя?" Диавол тут же набросился на отвергшегося его жреца и стал бить и душить его. Святой Киприан впервые испытал на себе силу Крестного знамения и Имени Христова, оградившись ими от нападения вражия. С глубоким покаянием пришел он к местному епископу Анфиму и отдал на сожжение все свои книги.
А на другой день, придя в церковь, не хотел выходить из нее, пока не принял Святого Крещения.
Подвигом своей последующей праведной жизни святой Киприан утверждал великую силу горячей веры во Христа, искупившей все его более чем тридцатилетнее служение сатане: через семь дней после Крещения он был поставлен во чтеца, на двадцатый день - в иподиакона, на тридцатый - в диакона, а через год рукоположен во пресвитера. В скором времени святой Киприан был возведен в сан епископа. Священномученик обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии некому было приносить жертвы идолам, и их капища были заброшены. Святая Иустина удалилась в монастырь и была избрана в игумении. Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и привезены в Никомидию, где после лютых мучений усечены мечом. Воин Феоктист, видя невинные страдания святых, объявил себя христианином и был казнен вместе с ними. Зная о чудесном обращении ко Христу святого священномученика Киприана, бывшего служителем князя тьмы и верой разорвавшего его узы, христиане часто прибегают к молитвенной помощи святого в борьбе с нечистыми духами.
Иконописный подлинник | |
Русь. XVII.Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.
|
|
Константинополь. 985.Мчч. Киприан и Иустина. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.
|
|
Византия. XI.Свв. Киприан и Иустина. Миниатюра Минология на Октябрь. Византия. Около середины XI в. ГИМ. Москва.
|
|
Дечани. Ок. 1350.Мчч. Киприан и Иустина. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года.
|
|
Россия. XVIII.Мчч. Киприан и Иустина с житием. Икона. Россия. Конец XVIII в. 32 х 26.4. Музей икон. Реклингхаузен. Германия.
|
|
Москва. 2004.Мчч. Киприан и Иустина. Проскурина Г. (выпускница Иконописной школы 2006 г.). Икона. Сергиев Посад. 2004 г.
|
|
Кипр. 1192.Сщмч. Киприан. Фреска. Кипр (Аракос). 1192 г.
|
|
Константинополь. 985.Мчч. Киприан и Иустина. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.
|
|
Византия. XI.Свв. Киприан и Иустина. Миниатюра Минология на Октябрь. Византия. Около середины XI в. ГИМ. Москва.
|
|
Грачаница. Ок. 1318.Месяцеслов-Октябрь (Сщмч. Киприан). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.
|
|
Дечани. Ок. 1350.Мчч. Киприан и Иустина. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года.
|
|
Русь. XVII.Строгановский иконописный лицевой подлинник. 2 октября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.
|
|
Россия. XVIII.Мчч. Киприан и Иустина с житием. Икона. Россия. Конец XVIII в. 32 х 26.4. Музей икон. Реклингхаузен. Германия.
|
|
Москва. 2004.Свв. Киприан и Иустина. Проскурина Г. (выпускница Иконописной школы 2006 г.). Икона. Сергиев Посад. 2004 г.
|
|
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |