Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский

Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский (582-595), известен в Православной Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника), который дошел до нас в нескольких различных редакциях. Но основа их одна и та же. Это - наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Святитель Иоанн Постник исходил в своем Покаянном номоканоне (или "канонарии") из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Зато он более точно определяет характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимии назначаются духовником.
Главная мысль номоканона, составленного святым Патриархом, заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но по мере, доступной для кающихся, и по оценке покаяния не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию. В Греческой, а затем и в Русской Церквах правила святого Иоанна Постника почитались наравне "с прочими святыми правилами" и номоканон его считался книгой, "принятой всей Православной Церковью". Преподобный Никодим Святогорец включил его в греческое руководство для духовников (Екзомологитарий), изданное первый раз в 1796 году, и в греческую "Кормчую книгу" (Пидалион), изданную им в 1800 году.
Первый славянский перевод был сделан, возможно, еще святым равноапостольным Мефодием, одновременно с выполненным им переводом "Номоканона в 50 титулов" святого Патриарха Иоанна Схоластика, преемником которого на Константинопольской кафедре был святой Иоанн Постник. Этот древнейший перевод сохранился на Руси в "Устюжской Кормчей" (ХIII) и был издан в 1902 году. (Н. А. Заозерский и А. С. Хаханов. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: грузинской, греческой и славянской. М., 1902).
С ХVI века в Русской Церкви распространился номоканон святого Иоанна Постника в другой редакции, составленной иеромонахами - духовниками Святой Горы Афонской. В этом виде он неоднократно издавался в Киево-Печерской Лавре (в 1620, 1624, 1629 годах). В Москве Покаянный номоканон издавался в виде приложения к Требнику: при Патриархе Иоасафе - в 1639 году, при Патриархе Иосифе - в 1651 году, при Патриархе Никоне - в 1658 году. Последнее издание с тех пор неизменно печатается при Большом Требнике. Научное издание номоканона с параллельными греческим и славянским текстами и с подробным историческим и каноническим комментарием осуществил А. С. Павлов ("Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями". М., 1897).
*Кроме того на русском языке издано:
1. Наставление инокиням / Пер. Н. Заозерского // Душеполезное чтение. 1901. Март. С. 434-445.
2. Послание к деве, преданной Богу, о покаянии, воздержании и девстве / Пер. прот. Д. С. Вершинского // Христианское чтение. 1826. XXIV. С. 246 слл.*

Иконописный подлинник


Русь. XVII.

Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Константинополь. 985.

Св. Иоанн Постник. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Византия.

Свт. Иоанн Постник. Миниатюра. Византия.

Грачаница. Ок. 1318.

Минологий-Сентябрь (Мч. Мамант и прп. Иоанн Постник). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.

Афон. 1547.

Свт. Иоанн Постник. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Монастырь Дионисиат. Афон. 1547 г.

Русь. XVII.

Минея - Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Москва. 1970-е.

Свт. Иоанн. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 26 х 12.7. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы.

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии