Уникальная выставка русских житийных икон XIV — начала XX века открылась 21 октября в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР) в Москве.
Впервые сотрудникам музея удалось собрать 70 житийных икон из разных коллекций, которые дают представление о богатстве этого жанра церковного искусства в России.
Для посетителей выставка будет открыта с 31 октября 2009 по 31 января 2010 года.
Выставка получила название «Слово и образ». Как отметила на открытии экспозиции ее куратор, ученый секретарь ЦМиАР Наталья Комашко, связь между литературным текстом и изображением — это «основа основ древнерусского изобразительно искусства», т.к. именно литературный текст определяет иконографическую программу любого житийного цикла, который является наиболее повествовательным.
По словам директора ЦМиАР Геннадия Попова, концепция выставки поднимает фундаментальную научную проблему, которая не исчерпывается временными рамками данной экспозиции и располагает к серьезной научной дискуссии.
Как отмечается в аннотации к выставке, «на Руси популярность житийных икон была во много раз большей, нежели в других православных странах. Богатый спектр различных идей, смысловых оттенков, которые транслировались посредством житийных изображений в культуре Древней Руси и Нового времени, позволяют рассматривать житийную икону как особое явлении национального масштаба».
Выставка дает представление об обширном круге чтения человека Древней Руси, воплощенном иконописцами разных веков в зримых образах, продолжила Н. Комашко. Прежде всего, это Священное Писание и дополняющие его апокрифические сочинения — Протоевангелие Иакова, повествующее о рождении и жизни Богородицы до Рождества Христова, «Слово об Успении», рассказывающее о Ее последних днях, апокрифические сказания об апостольских деяниях. Это также обширный и разновременный комплекс житий святых, а также сказания о чудотворных иконах и христианских реликвиях.
Организаторы выставки посчитали необходимым сопроводить экспонаты подробными текстовыми материалами, не только помогающими зрителю правильно «прочитать» икону, но и рассказывающими о литературном источнике, лежащем в ее основе.
На выставке представлено около иконы из собрания ЦМиАР, двух частных музеев — Музея невьянской иконы в Екатеринбурге и Частного музея русской иконы в Москве, а также 14 частных коллекций. Значительная часть произведений будет экспонироваться впервые.
Хронологически выставка охватывает без малого шесть веков — от XIV века («Святитель Николай Чудотворец с житием» середины XIV века, собрание В.А. Логвиненко) до начала XX века («Преподобный Серафим Саровский с житием»). Житийные иконы святителя Николая, представленные в экспозиции, дают представление о развитии его житийной иконографии в течение веков.
Особый интерес представляют также иконы «Мученик Мина с житием» середины XVI века (ЦМиАР), «Апостол и евангелист Иоанн Богослов с житием» середины XVII века (собрание Г.У. Ершова), «Мученик Феодор Стратилат с житием» конца XVII века (собрание В.А. Логвиненко) и другие.
Организаторы посчитали также необходимым представить ряд поздних икон, которые заказывались не для церкви, а для домашней молитвы: это редкий житийный образ «Веры, Надежды, Любви и матери их Софии», мученик Мамант и другие.
«Благовест-инфо»/Патриархия.ru