Памятные мероприятия, посвященные 54-й годовщине гибели линкора Черноморского флота «Новороссийск», начались в Севастополе с возложения цветов к мемориальной доске на Госпитальном причале.
В мероприятиях приняли участие ветераны линкора, родные и близкие погибших моряков из многих городов Украины, России и Белоруссии, представители местных органов власти, командования Черноморского флота России, военный оркестр, подразделения почетного караула ЧФ РФ, представители общественности. После возложения цветов к мемориальной доске на госпитальном причале с катера на воду на месте гибели линкора были спущены венки от Нахимовской районной госадминистрации, ЧФ РФ, руководства Дома Москвы в Севастополе.
В этот же день на Братском кладбище, где захоронено большинство погибших моряков корабля, состоялись траурный митинг с отданием воинских почестей и возложение венков и цветов к подножию обелиска погибшим. Благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта и духовенство Севастополя отслужили литию по погибшим морякам.
По данным Совета ветеранов линкора, документально установлены имена 611 погибших, а всего на линкоре в момент взрыва ночью 29 октября 1955 года, когда корабль был отшвартован в Севастопольской бухте, находилось 1576 человек.
С соответствии с выводами Госкомиссии, работавшей сразу после трагических событий, причиной взрыва была немецкая мина времен Великой Отечественной войны, которая была зацеплена кораблем во время постановки на якорь. Однако по сегодняшний день существуют предположения о минной диверсии (якобы в свое время в одном из отсеков корабля, доставшегося СССР от Италии по контрибуции, был заложен диверсионный заряд), а также о диверсии с применением боевых пловцов.
До передачи Советскому Союзу в 1949 году в качестве трофея линкор «Новороссийск» имел название «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») и был флагманом итальянских ВМС. Загадочный взрыв, в результате которого в днище образовалась пробоина площадью в 156 квадратных метров, произошел в Севастопольской бухте 29 октября в 1 час 30 минут ночи, когда более полутора тысяч матросов, кроме тех, кто был на вахте, спали.
Несколько десятков моряков погибли сразу, а другие еще два с половиной часа боролись за живучесть линкора, пока он не перевернулся. На четвертый день после трагедии правительственная комиссия признала, что взрыв возник из-за немецкой мины времен войны. Установлено, что мины такого типа были выставлены немцами в 1944 году при уходе из Севастополя в его бухтах. Но к 1955 году источники электропитания вытраленных донных мин оказывались разряженными, а взрыватели почти у всех — неработоспособными, поэтому в выводах комиссии не исключалась и возможность диверсии.
Победа.ru/Патриархия.ru