В рамках кинофестиваля «Радонеж» состоялся круглый стол, посвященный социальной рекламе.
Председатель общества «Радонеж» Е.К. Никифоров, обращаясь к собравшимся, отметил, что на фестивале демонстрируются фильмы разных жанров и форматов: художественное кино, традиционный жанр фестиваля — документальное кино, а также видеоролики продолжительностью около тридцати секунд, которые, однако, требуют, по словам Е.К. Никифорова, не меньшего труда, чем большое кино.
Участники круглого стола ознакомились с образцами социальной рекламы России, США и стран Европы, предоставленными директором Лаборатории социальной рекламы Г. Николайшвили, сообщает сайт «Радонеж».
Наместник московского Сретенского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) рассказал об антиалкогольных видеороликах, демонстрировавшихся на нескольких телеканалах, и поделился размышлениями о методах борьбы с пьянством. «Мы боремся даже не с алкоголизмом, а с ситуацией привычного пьянства, — сказал отец Тихон. — 33 % подростков в России начиная с 13 лет пьют каждый день. Президент прямо назвал сложившуюся ситуацию катастрофой. Поэтому сейчас разрабатываются новые законы, направленные на борьбу с этим злом. Но, с моей точки зрения, особенно важна информационно-просветительская часть, которая поможет нам приобрести самого важного союзника — народ. Надо избежать ситуации, которая сложилась в 1980-е годы, когда правительство начало антиалкогольную кампанию, но это ничего не вызвало, кроме злобы и раздражения».
Архимандрит Тихон показал ряд антиалкогольных роликов (с ними можно ознакомиться на сайте Сретенского монастыря http://www.pravoslavie.ru/news/29653.htm ), наглядно демонстрирующих влияние алкоголя на состояние мозга, сердца, печени, а также те неисчислимые беды, которые приносит употребление спиртных напитков. По словам отца Тихона, хотя ролики и идут по некоторым телеканалам, их продвижение связано с серьезными трудностями, вызванными, во-первых, отсутствием средств на их размещение в эфире, во-вторых, сопротивлением пивных компаний, предлагающих огромные деньги за рекламу своей продукции. Успешнее дело обстоит в регионах, где нередко местные власти и телевидение охотно идут на сотрудничество. Так, в городе Коврове местные власти, получив поддержку рядовых горожан и даже торговцев, приняли решение приостанавливать торговлю спиртным в дни выпускных балов, которые в предыдущие годы обычно сопровождались многочисленными несчастными случаями и преступлениями на почве пьянства.
Подход авторов роликов, показывающих катастрофические последствия пьянства, вызвал определенную критику у светских участников круглого стола. По их мнению, шоковый подход неправилен, а поведение людей скорее возможно изменить положительным воздействием. Социальная реклама, по мнению этих участников, должна предлагать какой-то положительный выход.
В ответ архимандрит Тихон отметил, что представленные им ролики не являются нарочито шокирующими, они просто информативны, а скрывать от людей неизбежные последствия пьянства было бы нечестно. Он также не согласился с мнением, что запретительные меры борьбы с пьянством неэффективны, указав на то, что нынешнее российское законодательство, касающееся торговли спиртным, является неслыханно либеральным: например, продажа спиртного разрешена 24 часа в сутки, а пиво вообще не считается спиртным напитком.
Несмотря на разницу подходов, все участники круглого согласились, что проблема алкоголизма, который в России, согласно расчетам экспертов, является причиной от 500 000 до 700 000 смертей в год, носит характер гуманитарной катастрофы.
Патриархия.ru