3 декабря, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия и пленарное заседание I Форума православных женщин на тему «Миссия женщины в духовно-нравственном становлении России».
Дорогие сестры, участницы форума, уважаемые гости!
Cердечно приветствую всех вас, собравшихся на этот первый форум православных женщин.
Мы намерены обсудить роль православных женщин в жизни Церкви и в современном мире и, по возможности, сформулировать ответы или, по крайней мере, обозначить ответы на те вопросы, которые мир перед нами сегодня ставит. Конечно, мы должны постараться обосновать свои ответы на том фундаменте, на котором Церковь строит свое учительное послание миру. Это, в первую очередь, Слово Божие, святоотеческое Предание — то, что является непоколебимым и неизменным основанием всякого церковного делания.
Евангелие говорит о том, что первыми о Воскресении Спасителя узнали женщины. Этот рассказ ─ удивительное свидетельство подлинности евангельского повествования, ведь для тогдашней эпохи это была крайне неудобная деталь. Статус женщины был тогда чрезвычайно низким, она рассматривалась как существо интеллектуально и даже морально низшее по отношению к мужчине, и к ее свидетельству не было принято относиться всерьез. И, тем не менее, евангелисты говорят правду: именно женщины, к которым относились в том мире свысока, и стали первыми свидетельницами Воскресения Спасителя, и их свидетельство было положено в основу евангельского повествования о Воскресении Господа и Спасителя нашего. Сегодня мы живем в культуре, сформированной христианской Благой вестью — вне зависимости от того, сознают это люди или не сознают. И мы привыкли к тому, что женщины играют огромную роль в замыслах Божиих. Но для жителей древнего мира, для той эпохи, когда Господь пребывал в истории, эта весть, это свидетельство о роли женщин было проповедано Евангелием впервые. Даже апостолы, когда жены-мироносицы возвестили им о том, что Христос воскрес, не сразу поверили.
Но, тем не менее, Господь именно женщин избрал, чтобы они первыми услышали и передали другим самую важную весть в человеческой истории. И это неслучайно — и не только потому, что в Священном Писании нет ничего случайного. Во многих евангельских повествованиях мы видим, как Господь с удивительной теплотой относится к женщинам, особенно к тем, кто подвергался обидам и притеснениям. Вспомним историю с кровоточивой женщиной. Она страдала хронической болезнью, которая не только причиняла физические страдания, но и делала человека, по обычаям того времени, ритуально нечистым. То, что она дерзнула прикоснуться к краю одежд Господа, в то время выглядело совершенно неприемлемым, недопустимым поступком. Но Господь не укоряет ее. Он не только подает ей исцеление, но говорит удивительные слова: «Дерзай дщерь! вера твоя спасла тебя» (Мф. 8:22).
Христианское вероучение отличается от иных религиозных воззрений своим особым, возвышенным отношением к женщине. Церковь неизменно высоко оценивала женское служение, и Первой в ряду женщин-христианок является Сама Пресвятая Богородица, жизнь Которой была целиком посвящена Богу. Из Нового Завета известны имена женщин, сопутствовавших Христу и Его ученикам, служивших делу евангельской проповеди своим имуществом, своими талантами, своими трудами и даже своей жизнью, потому что именно женщины, наравне с мужчинами, украсили Церковь сонмом мучеников.
Вся дальнейшая история Церкви Христовой свидетельствует о том, что на женщин возложена особая миссия — по мере своего призвания быть благовестницами Царствия Божиего. И если говорить о нашем Отечестве, то в числе первых русских святых мы также встречаем женщину — святую равноапостольную княгиню Ольгу, воспитавшую великого крестителя Руси, а также преподобную Евфросинию Полоцкую, стоявшую у истоков женского монашества в нашей Церкви.
В тяжелые годы богоборчества именно женщины составляли основу приходов Русской Православной Церкви. Стойко и самоотверженно они совершали исповеднический подвиг, свидетельствуя окружающему миру о незыблемости своей веры. Имена многих из этих подвижниц, большинство из которых давно отошли в мир иной, ведает лишь Господь, однако для всех последующих поколений они явили добрый пример жертвенного следования за Христом. Именно они чисто физически спасли Церковь — наши матери и бабушки, которые втайне от своих мужей, братьев, отцов крестили своих детей и внуков, которые передавали им тепло христианского благовестия, воспитывая их в христианском духе и тем самым сохраняя преемство православной веры.
Смутный и страшный XX век подарил нам удивительные образцы женской святости, прежде всего преподобномученицу великую княгиню Елизавету Феодоровну, святых Царственных страстотерпиц. Все они являли пример милосердного служения ближним, пример смирения, кротости и стойкого исповедничества.
За два минувших десятилетия произошли большие перемены. На смену «белым платочкам» 1950-х ─ 1970-х годов, большинство из которых составляли простые работницы и крестьянки, пришло новое поколение женщин — образованных, обладающих активной жизненной позицией. Принципиально иными оказались и задачи, вставшие перед ними. Многие храмы, возвращенные Церкви после десятилетий запустения, было необходимо восстановить, воздвигнуть новые, и этот огромный созидательный труд был бы невозможен без активного участия наших прихожанок.
Одновременно женщины несут на своих плечах и другой, не менее важный труд — созидание общин, выстраивание подлинных христианских отношений между людьми, посещающими храм. Мы видим наших благочестивых женщин и в больницах, где они заботятся о страждущих. Мы видим, как они оказывают помощь жертвам бедности, боли или стихийных бедствий. Мы видим, как в их служении осуществляется заповедь Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Неоценима роль женщины в возрождении духовного образования и воспитания, в развитии социального служения, издательской деятельности, создании сети православных СМИ. В этих сферах максимально востребованы те знания и опыт, которые принесло в Церковь новое поколение, стремящееся не только к сохранению существующих направлений церковной деятельности, но и к созиданию ее новых форм. Не случайно у истоков многих церковно-общественных инициатив, получивших воплощение в жизнь в эти годы, стояли именно женщины.
Сегодня женщины по-прежнему составляют большинство паствы Русской Православной Церкви, и этому есть простое объяснение: именно женщина, с ее отзывчивым сердцем и чуткой душой, в большей мере оказывается способной откликнуться на евангельский призыв.
Огромно влияние женщин в нашей системе образования. Подавляющее большинство и школьных учителей, и вузовских преподавателей ─ это женщины. Сегодня работники образовательной сферы ─ это целое сословие, которое нуждается в особом попечении, так как именно от него, от его нравственного состояния зависит будущее наших детей, а значит ─ будущее всей страны. Деликатная сфера взаимосвязей семьи и школы, принципы, на которых строятся отношения между учениками и учителями, должны иметь ясную и твердую этическую основу, базирующуюся на любви и уважении к достоинству человека, сколько бы ни было этому человеку лет.
Начиная с «Луки, врача возлюбленного» (Кол. 4, 14), как о нем говорит святой апостол Павел, Православная Церковь особенно благословляет медицинское служение. История Церкви знает немало святых врачей. В наше время большинство медицинских работников — женщины. Им часто приходится трудиться в условиях материального недостатка, тяжелых физических и психологических нагрузок. То свидетельство веры, любви и милосердия, которое несут православные врачи, медсестры, социальные работницы, особенно драгоценно.
Нередко приходится слышать, что роль благочестивой женщины должна сводиться только к домашним делам, что она должна быть неслышной и незаметной. Такое гиперпатриархальное отношение может казаться традиционным, однако историческая истина говорит совсем о другом. Образы святых жен Руси — это образы женщин мудрых и сильных, женщин, ставших воплощением христианских идеалов правды и милосердия.
Глубоко убежден, что сегодня православная христианка должна занимать активную общественную позицию, выступая хранительницей христианских нравственных ценностей в семье и в обществе. Помимо призвания жены и матери, женщины-христианки должны осознавать себя полноправными членами гражданского общества, ответственными за судьбу страны. Необходимо их активное участие во всех сферах общественной жизни, позволяющее сделать так, чтобы голос верующих был услышан. И одновременно роль жены, матери, хранительницы очага никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть деформирована, потому что это — реальный физический и духовный фундамент человеческого общежития. Ничто не может предаваться в жертву ценностям семьи и материнства — тем ценностям, от которых действительно зависит реальное существование человеческой цивилизации.
Ошибки часто предлагаются нам парами — чтобы мы, избегая одной, как бы впали в другою. И гиперпатриархальность, о которой я упомянул, часто становится реакцией на атмосферу современного мира, который навязывает женщине совершенно чуждое ей отношение к жизни, когда «равенство» с мужчинами понимается как подражание худшим мужским качествам — агрессии, воле к соперничеству, стремлению к карьере и профессиональным достижениям за счет пренебрежения к семье и детям.
Каждый человек может быть счастлив, только живя сообразно своей природе — и счастье женщины прежде всего в том, чтобы быть супругой и матерью. Я хотел бы подчеркнуть, что в любом нравственно здоровом обществе материнство окружено глубочайшим почтением, и если наше общество не научится глубоко чтить и поддерживать женщину-мать, у него не станет будущего.
Женщина, какой ее замыслил Создатель, далека и от униженного положения в семье и обществе, и от неразумного мужеподобия. Как говорит Священное Писание, «уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (Притч. 31:26).
Многочисленные письма, которые я получаю, свидетельствуют о том, что у православных женщин-христианок есть ревностное стремление послужить Господу и Его Святой Церкви; послужить народу нашему в этот трудный переломный период его истории. Есть и желание усилить взаимодействие православных женщин друг с другом. Я буду рад услышать от участниц форума идеи, направленные на объединение и координацию усилий в различных областях церковной и церковно-общественной работы.
Церковь, Отечество, не побоюсь сказать — весь мир ожидает активных действий верующих женщин, действий, от которых зависит, найдет ли общество те духовные и нравственные основы, на которых только и возможна мирная и процветающая жизнь, или скатится на путь греха и саморазрушения.
Пусть же для всех вас будут внятны слова Господа: «Дерзай, дщерь!»
Благодарю вас за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси