В ходе встречи председателя ОВЦС архиепископа Волоколамского Илариона с российскими и зарубежными представителями средств массовой информации, которая состоялась 12 января в Отделе внешних церковных связей, был, в частности, затронут вопрос об отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами.
Журналисты вновь поинтересовались перспективами проведения личной встречи между Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Папой Римским Бенедиктом XVI.
«Мы не готовы сейчас говорить ни о конкретном времени, ни о конкретном месте встречи между Патриархом Московским и Папой Римским, — подчеркнул владыка Иларион. — Мы говорим о том, что такая встреча должна быть тщательно и хорошо подготовлена, и подготовка эта должна заключаться отнюдь не только в уточнении деталей протокола».
Он напомнил, что в 1997 году готовилась встреча между Папой Римским Иоанном-Павлом II и Патриархом Московским Алексием II, были даже проработаны все детали протокола. «Однако, — отметил председатель Отдела внешних церковных связей, — встреча не состоялась, поскольку буквально в последний момент стало понятно, что не удастся достичь консенсуса по тем вопросам, из-за которых эта встреча, с нашей точки зрения, могла иметь смысл. Поэтому мы должны работать над достижением консенсуса, и делать это нужно именно на подготовительном этапе, чтобы встреча закрепила то взаимопонимание, которое было достигнуто на уровне вторых лиц, на уровне официальных делегаций. Как только это произойдет, исчезнут препятствия для встречи между Папой Римским и Патриархом Московским».
Препятствием для организации встречи является, прежде всего, ситуация на Западной Украине, свидетельствует архиепископ Иларион. Он напомнил, что в 90-х годах сотни храмов там были захвачены греко-католиками, при этом не учитывались интересы православных верующих, молившихся в этих храмах с 1946 года, и зачастую использовались насильственные методы.
«На Западной Украине немало людей, которые считают себя православными, — отметил владыка. — У них была отнята возможность молиться в храмах, участвовать в Таинствах из-за того, что их храмы были переданы греко-католикам. Даже если до 1946 года они были греко-католическими, в последние пятьдесят с лишним лет это были православные храмы, где многие получили Крещение, венчались, духовно воспитывались. Эти храмы были насильственно отняты, и ничего не было дано взамен. Такая ситуация не должна иметь места в цивилизованном христианском сообществе. И мы по-прежнему ожидаем от Католической Церкви конкретных шагов для уврачевания сложившейся ситуации».
В числе таких шагов председатель ОВЦС назвал возможное содействие представителей Католической Церкви в урегулировании данной проблемы: «На Западной Украине есть отдельные места, где положение просто вопиющее, где у православных верующих нет храмов, нет достойного места для молитвы, где только вмешательство греко-католиков или Ватикана могло бы кардинально улучшить ситуацию. К сожалению, этого вмешательства до сих пор не происходит, хотя мы ведем о том переговоры с Ватиканом».
Архиепископ Волоколамский Иларион сообщил, что в сентябре 2009 года в ходе визита в Ватикан он встречался в числе прочих лиц с главой Конгрегации Восточных Церквей кардиналом Леонардо Сандри и предложил провести при его участии переговоры с греко-католиками для обсуждения конкретных вопросов и проблем, которые сегодня существуют на Западной Украине. «Мне было сказано, что это вполне возможно, — продолжил владыка. — Однако прошло уже несколько месяцев, и никаких сигналов ни из Ватикана, ни от Греко-Католической Церкви не поступало, поэтому мы ожидаем позитивных сдвигов. Как только они произойдут, как только наметится позитивная динамика в решении этого вопроса, я думаю, мы сможем вернуться к вопросу о встрече между Папой и Патриархом. Просто протокольная встреча и рукопожатия перед телекамерами, как не раз говорил о том и почивший Святейший Патриарх Алексий II, для нас не интересны».
В отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами есть и другие вопросы, требующие рассмотрения, однако они не являются столь острыми и спокойно обсуждаются в двустороннем диалоге, констатировал председатель ОВЦС.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru