Уважаемый Сергей Вадимович, дорогие участники торжественного собрания!
Я хотел бы всех вас поздравить с замечательной датой — пятнадцатилетием образования Счетной палаты РФ.
Мы живем в эпоху колоссальных социальных и общественных перемен, связанных, в том числе, с перераспределением материальных средств. Даже в эпоху стабильности отношение человека к материальному достатку, к собственности сопровождается большим количеством нравственных вызовов. Слишком велико искушение у людей обладать как можно большим количеством материальных средств. С одной стороны, в этом стремлении обладать материальными средствами проявляется человеческая природа. Взгляните на новорожденного младенца: ведь он на себя одеяльце тянет. И в этом инстинкте заложена величайшая Божия премудрость, потому что человек в первую очередь заботится о себе и тем самым обеспечивает свое выживание. Если бы человек не заботился о себе, если бы у него отсутствовало стремление работать для себя, он, наверное, не смог бы дышать, питаться, одеваться. Поэтому в самом этом стремлении нет ничего греховного, как нет греховного в человеческих инстинктах, без которых не продолжался бы человеческий род.
С другой стороны, существуют такие сферы человеческой жизни, где инстинктивное начало способно брать верх над началом разумным. Мы знаем, какое огромное количество человеческих проблем складывается в сфере сексуальных отношений. Бог наделил человека инстинктом, без которого не было бы продолжения человеческого рода. Но когда человек оказывается неспособным управлять этим инстинктом, тогда разрушается человеческая личность, инстинкт порабощает человека и человек становится не личностью, а особью, живущей по законам животного мира. Мы знаем, сколько разных проблем и бед возникает тогда в личной, семейной, общественной жизни.
Примерно то же самое происходит и в сфере материального благополучия. Бог вложил в человека инстинкт самосохранения; Он в каком-то смысле запрограммировал его природу на то, чтобы человек работал, в том числе, и для себя, поддерживая себя, своих близких и родных. Но если снимаются контрольные функции разума, если ослабляется человеческая воля, если под этими контрольными функциями разума исчезает мировоззренческая основа, то инстинкт захватывает человека и он становится неспособным бороться с искушениями. Когда мы говорим о криминализации нашей экономики, когда мы говорим о криминализации представителей власти (а для меня слова «коррупция» и «криминал» — почти синонимы, потому что в обоих случаях есть стремление достичь благополучия за счет других), мы свидетельствуем том, что разум и убеждения уже не выполняют свои контрольные функции.
Собственно говоря, все, чем занимается Церковь, направлено на то, чтобы человек стал человеком и оставался им в условиях всех этих искушений. В конце концов, мы возрастаем как личности всегда в борьбе — пойти или не пойти, сделать шаг в сторону греха или не сделать этого шага, открыть дверь, за которой грех, или не открыть ее. Это пограничное состояние, когда человек переживает внутреннюю борьбу, очень важно, потому что в результате этой борьбы происходит либо возрастание, либо деградация личности, семьи, общества, государства.
Некоторые люди сильно преуменьшают значение нравственного измерения в жизни человека. Преуменьшают потому, что с молоком матери впитывают идею о том, что главное — это экономика, материальный фактор. Конечно, это важный фактор, но если экономическая мощь достается преступнику, то каковы будут последствия — для самого человека, для его родных, близких, для общества? Поэтому огромное значение нравственного измерения нашей жизни никогда нельзя минимизировать. Отношение к человеческой душе никогда не должно строиться на основе остаточного принципа: «мы сначала все сделаем — коровники построим, фабрики и заводы восстановим, а потом будем заниматься человеком; да и сам человек разбогатеет и станет лучше». Опыт показал, что это не так. Можно быть сказочно богатым, но при этом очень плохим человеком, преступником, несущим разрушение вокруг себя.
В этом смысле роль Счетной палаты огромна, потому что вы помогаете государству, обществу, народу ставить заслон на пути развития этого человеческого инстинкта. Совести не хватает — значит, власть должна корректировать. Вы являетесь именно теми представителями власти, на которых возложена такая ответственность.
Вы знаете: когда врач соприкасается с инфекционными больными, то у него очень большой риск заразиться от них. Очень часто ваша профессиональная деятельность вводит вас в соприкосновение с такими «инфицированными» людьми. Вы должны быть способны защитить себя от этой инфекции. Я представляю, какие могут быть искушения на вашем пути и какая должна быть внутренняя сила, чтобы остановиться и сказать «нет» — во имя нашего народа, во имя нашего будущего. Для того чтобы не заражаться, врачи надевают марлевые повязки или даже полностью изолируют себя от пациента, который несет в себе инфекцию. Вот и у вас должна быть защитная система, которая связана с внутренним убеждением человека, с нравственным чувством.
Мы часто говорим о том, что у людей есть долг — долг служения Отечеству. А что такое долг? Это ведь нравственное понятие, и опыт показывает, что никакие законы не предохраняют человека от нарушения долга — только его внутреннее состояние. Тот, кто защищает родину, должен идти в атаку, но ведь можно встать во весь рост и пойти навстречу врагу, а можно сделать все, чтобы этого избежать. И кто определяет — встать или не встать, пойти или не пойти? Сам человек. Именно в этой ситуации работает нравственное чувство; мировоззрение человека соединяется с его нравственной природой, и он становится героем.
В этом смысле ваша работа, как и работа правоохранительных органов, деятельность которых тоже связана с соприкосновением с этой «духовной инфекцией», сильно зависит от внутреннего состояния человека. И когда я узнал о намерении вашего коллектива создать домовый храм, то очень обрадовался, потому что обращение к Богу с молитвой, поставление себя перед лицом Божиим, перед Божиим судом и формирует такое нравственное чувство, делая человека очень сильным. В этом смысле религия — это дело не слабых, а очень сильных людей. Нам иногда кажется, что религия — удел стареньких, беспомощных, больных; а сильному человеку, с накачанными мышцами и толстым кошельком, ничего не надо, он самодостаточный. На самом деле все происходит внутри человека. Настоящая драма жизни — внутри, на уровне человеческого сердца. А бой выигрывает тот, кто с Богом, кто научился себя поставлять перед лицом Божиим, подвергать себя суду своей совести.
И, конечно, очень важна молитва, потому что в ответ на молитву Бог нам помогает. Если бы не было этого реального опыта духовной жизни, то и никакой веры бы не существовало. Если бы небо молчало и нас обманывало, кто бы обращался к нему? Но молитва — это дорога с двусторонним движением, потому что Бог отвечает на наши молитвы — не в громе и молнии, не в чудесах и знамениях (хотя и такое бывает, но не так часто), а в легком дыхании ветра, в легком прикосновении к человеку благодати Божией (см. 3 Цар. 19:11-12). Он дает нам ответы, и мы чувствуем, что цепь замкнулась и мы получили то, что нам нужно. Поэтому не стесняйтесь просить Господа, чтобы Он укреплял вас в вашей жизни — личной, семейной, в преодолении человеческих проблем и трудностей, а также в несении вашего профессионального долга.
Я хотел бы очень высоко оценить деятельность сотрудников Счетной палаты в связи с работой Императорского православного палестинского общества. В первую очередь, я хотел бы поблагодарить Вас, уважаемый Сергей Вадимович, за творческое, динамичное руководство Императорским православным палестинским обществом. Как вы знаете, с самого начала существования Общества, еще до революции, Церковь была его учредителем и принимала активное участие в его работе. И в новой России, когда были разрушены идеологические узы и начался диалог между Церковью и государством, и когда произошло реформирование Палестинского общества, Церковь вновь стала одним из его учредителей. В трудное время, когда Общество переживало некоторый кризис, Церковь практически взяла на себя ответственность по его сохранению. Но мы понимали, что во главе Общества должен быть светский человек, достаточно эффективный в осуществлении своего служения. Поэтому мы поддержали кандидатуру Сергея Вадимовича, и сейчас, по прошествии времени, я могу сказать, что под его руководством были достигнуты такие результаты, о которых мы могли только мечтать.
Началось возвращение российской собственности в Палестине — в первую очередь следует упомянуть Сергиевское подворье и участок в Иерихоне; на повестке дня и другие добрые дела. Конечно, деятельность председателя осуществляется при поддержке всего Общества, но значительное ядро людей, исполняющих конкретные обязательства по осуществлению программ ИППО, работают в Счетной палате. И может быть, этот симбиоз Счетной палаты с Императорским православным палестинским обществом и является сегодня залогом успешной работы Общества.
Я хотел бы также присоединиться к благодарности, высказанной Сергеем Вадимовичем в адрес Владимира Игоревича Кожина, который принимает самое активное участие в процессах возвращения недвижимости. Кроме того, я хотел бы выразить благодарность нашему Министерству иностранных дел и представителям научного сообщества, потому что именно объединение всех заинтересованных институтов и привело к тому, что политика Палестинского общества стала, в хорошем смысле слова, наступательной и приносящей большую пользу.
Мне хотелось бы также отметить вклад Сергея Вадимовича и сотрудников Счетной палаты в возрождение традиций празднования дня святых Петра и Февронии Муромских. Проведение этого праздника — замечательная инициатива супруги нашего президента Светланы Владимировны Медведевой. Инициатива очень своевременная — не только потому, что у нас сохраняется нелегкая демографическая ситуация, но и потому, что без крепкой семьи Россия не может быть великим государством. У нас слишком большая территория, мы слишком богаты, чтобы быть бедными на народонаселение. Мы очень нуждаемся не только в том, чтобы народ наш был сильным духовно и физически, но и в том, чтобы людей было много, чтобы осваивались безбрежные пространства России и чтобы тем самым Россия возрастала экономически. Все это невозможно без здоровой семьи, и поэтому учреждение праздника, возрождение почитания памяти святых Петра и Февронии Муромских представляется очень своевременной и важной инициативой.
Не могу не сказать и о восстановлении ряда монастырей, в которых также принимали участие сотрудники Счетной палаты во главе с Сергеем Вадимовичем. В первую очередь это муромский Спасо-Преображенский монастырь, один из древнейших православных монастырей, который некогда был в числе духовных центров нашей страны и, думаю, сохранит свое значение и в будущем.
В заключение я хотел бы еще раз пожелать вам от всего сердца успехов в ваших трудах, доброго здоровья, душевного мира, покоя, согласия в ваших семьях, любви, единомыслия — всего того, что дает силы человеку, помогает ему сопротивляться многим сложным обстоятельствам жизни. Пусть Господь благословит ваши труды! Благодарю за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси