14 января 2010 года, после освящения домового храма в честь преподобного Сергия Радонежского в здании Счетной палаты РФ, в конференц-зале прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с коллективом Счетной палаты. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с развернутым выступлением на тему взаимоотношений Церкви и общества, а затем ответил на вопросы сотрудников Счетной палаты.
— (С.Н. Рябухин) Ваше Святейшество, у меня скорее не вопрос, а пожелание, просьба. Несколько лет назад Сергей Вадимович Степашин поддержал инициативу творческого коллектива и спонсора Вадима Сергеевича Якунина, которые взялись за воссоздание Лицевого свода. И эта работа завершена: был проведен колоссальнейший труд, изданы 22 тома. Один экземпляр был передан Русской Православной Церкви, один находится в Президентской библиотеке и еще один передали в Пушкинский Дом — теперь у исследователей есть возможность работать с этим памятником истории и культуры нашей страны. Инициативная группа обращается к Вам с просьбой благословить издание Лицевого свода в электронном виде для каждой школьной или публичной библиотеки, чтобы этот уникальный документ стал достоянием большей части нашего населения.
— Я хотел бы, во-первых, поблагодарить Вас, Сергей Николаевич, и всех тех, кто работал над изданием Лицевого свода. Это действительно историческое событие в сфере гуманитарных знаний. Издание выполнено на очень высоком уровне и представляет собой большую ценность. Но очевидно, что большинство людей не могут иметь доступ к этим фолиантам. Поэтому издание электронной версии — очень правильный и нужный шаг на пути популяризации Лицевого свода и того пласта знаний, который содержится в нем. И, конечно, это помощь тем, кто занимается наукой, поэтому с радостью преподаю благословение и желаю успеха в осуществлении этого доброго дела.
— (А.А. Пискунов) Ваше Святейшество, все мы знаем о Вашей прошлой и настоящей огромной работе с крупнейшими мировыми конфессиями. Счетная палата, в свою очередь, участвует в ряде глобальных проектов, связанных с осмыслением прогресса. Один из таких проектов возглавляет Сергей Вадимович. В рамках этой работы мы убедились, что на самом деле идет дискуссия и даже борьба не только за метрику, в которой Россию многие хотели бы видеть на «оси зла», но и за приоритеты развития. И от этой работы во многом будет зависеть, будут ли наши дети жить в мире, построенном по принципу «один доллар — один голос», или «одна душа — один голос». Ваше Святейшество, считаете ли вы возможным участие Русской Православной Церкви в этой работе? Можем ли мы рассчитывать на интеллектуальную и моральную поддержку представителей Русской Православной Церкви? Спасибо.
— Благодарю Вас, Александр Александрович.
Я хотел бы проинформировать Вас, что Русская Православная Церковь практически первой из всех христианских конфессий и из всех общественных организаций (по крайней мере, находящихся в России), вынесла на уровень международного дискурса вопросы, связанные с современным развитием человека и человеческого общества, включая, в первую очередь, оценку нравственного состояния и вопрос соотношения нравственного состояния общества к уровню научно-технического прогресса.
Как Вы знаете, мы ввели целый ряд важных философских новаций, в первую очередь связанных с темой прав, свобод, достоинства и т.д., потому что до недавнего времени тема человеческих прав и человеческого достоинства использовалась как средство, в том числе, политического давления не только на нашу страну, но и на многие другие страны.
Русская Церковь первой сказала о том, что наша дипломатия не должна постоянно доказывать тем, кто нас критикует, что мы такие же, как они, — потому что оценка всего того, что происходит у нас, осуществляется на основе не наших исторических критериев. Все критерии, которыми руководствуются наши критики, были сформулированы в философском и политическом контексте Западной Европы и Северной Америки. Это не значит, что эти критерии плохие, и это не значит, что мы не должны подвергать себя тщательной проверке на предмет реализации человеческих прав и свобод. Но это означает, что Бог создал мир чрезвычайно многообразным, и ни одна цивилизационная модель, какой бы могущественной в политическом и экономическом смысле она ни была, не может диктовать миру свои правила. Тогда мир становится монополярным — не с точки зрения политической власти, а с точки зрения цивилизационной, культурной.
Поэтому то, о чем Вы спрашиваете, — это сфера нашей озабоченности, как на уровне внутренней дискуссии в России, где, я считаю, уже сложилось ясное понимание всего того, о чем мы сейчас говорим, так и на международном уровне.
А теперь к вопросу о том, куда в этой шкале поместить Россию. Нужно сначала договориться — а что из себя шкала представляет? Если шкала прописывается в Вашингтоне, Лондоне или Париже, то почему мы должны заботиться о том, какое место мы в этой шкале занимаем? Прописывать шкалу нужно совместно, нужно договариваться о критериях.
У нас есть фундаментальный документ — Всеобщая декларация прав человека, но реальное осуществление человеческих прав и свобод или, по крайней мере, международные правовые стандарты отходят от этой нормы, потому что во Всеобщей декларации прав человека ясно сказано, что одним из факторов, ограничивающих человеческие права, наравне с законом, является мораль. А сегодня нас учат, что гомосексуальные браки и браки естественные ничем не отличаются друг от друга, и каждый волен заключать любой брак. Я могу продолжить перечень этих абсолютно вызывающих идей, которые игнорируют факт морали в качестве ограничивающего человеческие права и свободы.
Другой огромной опасностью является отношение к истине. Мы живем в так называемом постмодернистском обществе, где сама идея истины исчезает, а есть идея множественности взглядов. Возьмите дебаты в отношении Второй мировой войны. Разве они были возможны даже в период «холодной войны»? Кто ставил под сомнение роль Советского Союза в разгроме гитлеровской Германии? А сегодня каждый может говорить то, что желает, и каждый говорит: «истина — это то, что я думаю». Потеря понимания того, что существует объективная истина, в том числе в оценке исторических фактов, очень опасна.
— (О.В. Кабанова) Ваше Святейшество, прежде всего я хотела бы, пользуясь случаем, присоединиться к словам нашего председателя, к словам благодарности в Ваш адрес и от лица всех моих коллег поблагодарить Вас за то, что, несмотря на Ваш плотный график, Вы смогли найти возможность, чтобы встретиться с коллективом Счетной палаты. Поверьте, для нас это очень важно, и это очень большой праздник, тем более что праздник сегодня у нас двойной — это и освящение воссозданной церкви, и 15-летие Счетной палаты. Я думаю, что в сердцах всех присутствующих этот день надолго останется таким ярким, праздничным, светлым и духовным днем.
Переходя ко второй части, Ваше Святейшество, я хотела бы задать Вам вопрос. Сегодня здесь, в стенах высшего государственного органа финансового контроля, много говорилось о коррупции. Коррупционные процессы подрывают экономику нашей страны, подрывают доверие граждан к власти, к государству, это огромная нравственная проблема. Коррупция серьезно смещает систему нравственных ценностей человека; об этом сегодня говорили и Вы, Ваше Святейшество, и председатель Счетной палаты. И в связи с этим я хотела бы узнать, Ваше Святейшество, Вашу точку зрения на то, возможно ли преодолеть коррупцию в нашей стране? Какова, с Вашей точки зрения, роль Русской Православной Церкви в исцелении этой нравственной болезни, и какое лекарство Вы как наш духовный пастырь могли бы нам предложить и рекомендовать? Спасибо.
— Спасибо Вам за этот вопрос. Во-первых, о коррупции. Мне кажется, коррупция является главной причиной того, что экономическое развитие нашей страны происходит не вполне удовлетворительно. Я думаю, что коррупция, в том числе, и главная причина инфляционных процессов. Когда у людей появляются чемоданы денег, тогда вопрос о цене становится вторичным. А как иначе можно объяснить совершенно неадекватные цены на недвижимость, которые сохранялись до недавнего времени и которые никак не соответствуют материальным возможностям населения? Все эти роскошные дома с квартирами люкс в городе Москве вечером стоят с темными окнами. Вы никогда не обращали на это внимания? Это означает, что это не жилая площадь, где люди живут, а это средство вложения теневого капитала со всей страны. Вот только один пример. А что такое эти купленные квартиры? Это замороженные деньги, выведенные из экономики. В этих квартирах люди не живут, эти квартиры не сдаются, эти огромные жилищные фонды не используются. Специалисты приведут, наверное, более убедительные данные о том, как коррупция тормозит развитие экономики в стране.
Кроме того, Вы очень правильно сказали о том, что коррупция подрывает авторитет власти. Сегодня многие считают, что те, кто еще недавно стремился в бизнес, видя там возможность скорого обогащения, теперь чаще всего устремляются в органы власти, потому что здесь можно заработать и больше, и быстрее, с меньшей отдачей сил. Я думаю, что мы все должны констатировать: коррупция есть огромная проблема для страны.
Теперь о том, как все это преодолеть. Я думаю, что нет какого-то специального рецепта: «Давайте усилим в пять-десять раз Счетную палату, дополнительно усилим контрольные функции...» Так можно дойти до того, что перед каждым человеком будет стоять какое-то контролирующее лицо. Но если к каждому поставить проверяющего, то тогда и к контролерам нужно ставить контролера, и так до бесконечности. Поэтому речь идет о том, чтобы совершенствовалось законодательство — в данном случае я говорю не как духовное лицо, а просто как гражданин. Мне представляются очень важными усилия нашего правительства и президента по внедрению электронных способов предоставления услуг.
Одновременно, я думаю, при внедрении такого рода технологий, при совершенствовании законодательства, при усилении контрольных функций мы должны заниматься воспитанием людей с детства. Ведь сегодня самым важным фактором воздействия на сознание детей, молодежи являются телевидение и Интернет. Большинство людей, которые присутствуют в зале, были воспитаны в идеалах советской школы. Это были идеалы нерелигиозные, потому что слова «Бог» как бы не существовало; а вот мораль была религиозная. Поэтому при помощи светских средств человек все-таки воспитывался в той нравственной системе ценностей, источником которой являлась религия. Если взять кодекс строителя коммунизма и нравственный кодекс христианства — это документы одной и той же ориентации.
А что произошло и происходит сегодня? Сегодня эта система в сознании людей разрушается, зачастую при помощи средств массовой информации. Сегодня исчезают те идеалы, которые воспитывали человека, которые формировали образ положительного героя литературы и кинематографа, а, значит, героя, на которого каждый хотел бы походить. В последнее время наблюдается тенденция, направленная на преодоление этой опасной ситуации, но еще очень робкая, и поэтому мы нуждаемся в сложении сил. И обязательно в этом делании должна участвовать наша интеллигенция, писательский цех. Мы нуждаемся в высоконравственных и сильных по воздействию на души молодежи литературных произведениях, произведениях кинематографа; чтобы человек не воспитывался в порочной системе, когда ему дома говорят одно, в школе — другое, а с экрана телевизора — третье.
Если будет это соединение усилий, если всё будет работать в одной системе нравственных ценностей вне зависимости от отношения людей к религии — тогда у нас не будет расхождений. Очень важно, чтобы и основы светской этики, которые будут преподаваться в школах наряду с основами традиционных религий, были в той же системе ценностей, что и религиозная этика. Тогда даже неверующий преподаватель будет говорить об уважении к старшим; о необходимости жертвенного отношения к людям; об уважении к труду; об уважении к родителям; об уважении к окружающему нас миру, к окружающей нас природе; о том, что материальный фактор — это важный, но не абсолютный фактор в жизни человека, что есть ценности, которые превышают эту материальную составляющую; о любви к Родине.
Почему сейчас некоторые западные цивилизации проигрывают при столкновении с исламским миром? Потому что люди воспитаны, в первую очередь, так, что нужно стремиться к успеху, к материальному благополучию. А как вы в такую систему ценностей впишете необходимость защищать родину? Или бороться с преступностью? Зачем жертвовать собой? «Плохо тут, на родине — пошел, купил билет и улетел в другую страну, и буду там жить».
Неспособность жертвовать собой — это признак духовного и нравственного упадка человека. А в нынешней системе ценностей, которые проповедуются СМИ, это измерение отсутствует. Хотя хочу еще раз сказать, что это, конечно, не абсолютное правило, есть исключения.
Нам нужно всем вместе работать — работать с детьми, с молодежью, не стесняться идти этим путем. Тогда потихоньку все будет меняться, в том числе и отношение людей к материальному фактору. Только запретительными и организационными методами этих проблем не решить, потому что грех внутри человека: из сердца человека исходят злые помыслы (см. Мк. 7:21). Важно, чтобы именно на уровне человеческого сердца велась скоординированная работа всех, кто небезразличен к судьбе нашего человека, к судьбе Отечества.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси