Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

МДА посетил известный литургист профессор Роберт Тафт

МДА посетил известный литургист профессор Роберт Тафт
Версия для печати
21 ноября 2007 г. 17:11

20 ноября Московскую духовную академию посетил католический священник профессор Роберт Тафт, автор многочисленных исследований в области восточной литургики. Профессор Тафт является автором более 800 научных работ и публикаций. Долгое время о. Роберт Тафт являлся проректором Папского восточного института (Ватикан).

В ходе своего посещения о. Роберт Тафт выступил перед студентами академии с лекцией на тему: «На закате империи: формирование финального византийского литургического синтеза в Константинопольском патриархате». Лекция была организована по благословению ректора МДАиС архиепископа Верейского Евгения и инициативе членов Церковно-практической кафедры МДА профессора А.М. Пентковского и доцента диакона Михаила Желтова.

Выступление профессора Тафта было посвящено анализу литургического и иконографического наследия Палеологовского периода истории Византийского государства. Лектор поставил перед собой задачу «разобраться» с привычными научными клише, касающимися византийской литургики и искусства.

Профессор Тафт подверг критике тенденцию воспринимать византийское богослужение времени Палеологов как явление «живое» и незажатое рамками устава. По мнению Тафта, богослужение средне- и поздневизантийского периода было намного более повествовательным и историческим, чем в более ранние периоды византийской истории. Для лучшего понимания предложенного отрезка истории о. Роберт выделил три основных концепта — ключевых понятия к пониманию византийского богослужения: «таксис» (устав), «история» (чинопоследование) и «теория» (созерцание).

Лектор отметил, что в Палеологовский период византийцы воспринимали свое искусство в сугубо реалистичном ключе, чему находится множество документальных подтверждений. Парадокс этого времени, по мнению ученого, состоял именно в реалистичном восприятии духовности.

О. Роберт отметил неоплатонические тенденции в восприятии византийцами земных реалий, которые судили о мире вещественном как о зеркале мира небесного. Все во вселенной, в том числе и общественные институты, по мнению византийцев, было незыблемым, т.к. имело непосредственное отношение к умозрительной реальности Небес. Реалии жизни Константинополя отнюдь не отличались свободомыслием — хорошо было лишь то, что «всегда, везде и для всех».

Литургия в понимании византийцев являлась заполнением разрыва между Богом и человеком, отметил профессор Тафт, и объяснил эту идею примером из другой литургической традиции: фрагментом Сикстинской капеллы Микеланджело — «Сотворение человека», в котором соприкосновение пальцев Бога и Адама есть символ богослужения — реальной возможности соединения с Богом. Богослужение, добавил о. Роберт, является импульсом от людей к Богу и его возвращением в качестве даров Духа.

Качественное отличие Палеологовского периода заключается в изменении отношения ко многим церковным обрядам — некоторые из них либо упразднились вовсе, либо были переосмыслены. Пышность богослужения уступила место историзму и повествованию. Так, Великий вход на Литургии уже не был торжественным переносом хлеба и вина (даров для совершения Евхаристии) из хранилища (скевофелария), но превратился в выход из алтаря и возвращение в него. Потеряв внешнюю торжественность и пышность, Великий вход приобрел сугубый символический характер и стал обозначать не просто шествие, но Крестный путь Спасителя.

В Византии того времени наблюдалось два противоположных процесса: с одной стороны происходила символизация богослужения, с другой — историзация иконографии. Синтез этой Литургии и иконы воплотился в православном храме.

Неоплатоническая система понятий была переосмыслена — система иконографических образов в храме свидетельствовала теперь уже не только о статичной вертикали мироздания (от видимого к невидимому), но, благодаря Воплощению и Воскресению, стала символизировать горизонтальную динамику продвижения по пути спасения (от нефа к алтарю).

Оба направления — вертикальное и горизонтальное — прослеживаются в храмовой росписи: чины святых расположены ярусами, поднимаясь к образу Спасителя в куполе — миряне обращены к алтарю, который символизирует конечную жизненную цель — Царство Небесное.

По окончании лекции профессор Тафт ответил на вопросы студентов.

В частности, на вопрос, касающийся реалистичности византийского искусства, о. Роберт выразил мнение, что реалистичность живописных образов никак не влияет на их духовность.

В диалоге со студентами был также затронут вопрос об отсутствии эпиклезы (призывания Святого Духа) в латинском богослужении. С точки зрения профессора Папского восточного института, данный факт отвечает древности латинского обряда, и обусловлен тем, что на Западе не было богословских споров о Божестве Святого Духа, так что подтверждать эту вероучительную истину при помощи богослужения западным богословам не пришлось.

В заключении о. Роберт Тафт отметил, что при работе с источниками каждый исследователь должен быть предельно честным с собой и осознавать, что, его личность, особенности характера, вероисповедание и мировоззрение оказывают влияние на восприятие и анализ информации.

Сайт МДА/Патриархия.ru

Материалы по теме

Священный Синод одобрил новый текст акафиста святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России

Текст службы праздника Сретения Господня на церковнославянском и русском языках с пояснениями и комментариями [Документы]

В Издательском Совете состоялось заседание рабочей группы по унификации молитвословов

В Издательском Совете состоялось очередное заседание рабочей группы по кодификации акафистов

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной Папы Римского Франциска [Патриарх : Послания]

Представитель Эфиопской Патриархии о задержании иерарха Православной Церкви Молдовы в аэропорту Кишинева: «Нецивилизованное и незаконное действие, нарушающее права человека и попирающее нормы морали»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелям инославных Церквей с Пасхой [Патриарх : Приветствия и обращения]

Московский приход Ассирийской Церкви Востока передал партию гуманитарной помощи для пострадавших жителей Донбасса

В Московской духовной академии завершились стажировки по иконописи преподавателей и студентов духовных школ

Завершилось пребывание в России научной делегации Сербской Патриархии

В Общецерковной аспирантуре прошла Третья ежегодная междисциплинарная научная конференция «Церковь и время», посвященная 1700-летию I Вселенского Собора

Российский государственный архив кинофотофонодокументов передал Московской духовной академии оцифрованные копии кинодокументов

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Представитель Эфиопской Патриархии о задержании иерарха Православной Церкви Молдовы в аэропорту Кишинева: «Нецивилизованное и незаконное действие, нарушающее права человека и попирающее нормы морали»

Московский приход Ассирийской Церкви Востока передал партию гуманитарной помощи для пострадавших жителей Донбасса

Святейший Патриарх Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Церквей, христианским лидерам, руководителям государств и международных организаций в связи с принятием закона, направленного на запрет Эстонской Православной Христианской Церкви

Представитель ОВЦС принял участие в межхристианской панельной дискуссии, посвященной I Вселенскому Собору

Председатель Синодального отдела по тюремному служению принял участие во всероссийском семинаре, посвященном взаимодействию уголовно-исполнительной системы и традиционных религиозных организаций

Архиепископ Махачкалинский Варлаам принял участие в церемонии основания духовного центра «Кавказский Иерусалим» в Дербенте

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с делегацией Маланкарской Церкви

Состоялась встреча председателя ОВЦС с католическим архиепископом Бари-Битонто Джузеппе Сатриано

В праздник Сретения Господня митрополит Волоколамский Антоний совершил богослужение на мощах святителя Николая Чудотворца в Бари

Смоленская духовная семинария приняла на обучение студентов из Коптской Церкви