Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопросы портала «Православие и мир» об итогах первого года Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
— Отец Всеволод, что из первого года служения Патриарха Кирилла Вы бы отметили особо?
— Многое в жизни Церкви произошло в первый раз. Впервые был совершен столь масштабный Первосвятительский визит на Украину, впервые были проведены встречи с огромной аудиторией, в том числе с молодежью, впервые создано Межсоборное присутствие, призванное обсуждать широкий круг давно наболевших тем, которые до сегодняшнего дня никогда не обсуждались соборно. Еще очень важно, что при Патриархе Кирилле стала формироваться управленческая система, в которой между различными церковными ведомствами есть ясное разделение труда. Такая система существенно ограничивает поле для ссор и помогает людям при ведении текущих дел быть предельно честными в отношениях друг с другом.
За годы служения Святейшего Патриарха Алексия Церковь создала прекрасную базу для развития: воссозданы многие храмы, открыты семинарии и вузы, немало сделано для духовного просвещения людей. Теперь, как многократно говорил Святейший Патриарх Кирилл, пришло время привести в активную церковную жизнь все те десятки миллионов людей, которые в странах пространства нашей Церкви именуют себя православными и крещены в Православной Церкви, но нуждаются в оживлении веры и раскрытии того, насколько радостна и спасительна для человека жизнь во Христе, жизнь, не ограничивающаяся рамками этого мира, но простирающаяся в Вечность.
— Деятельность Патриарха Кирилла вызывает огромный интерес у светских СМИ. Было ли что-то, что осталось за кадром?
— Прежде всего, не все смогли почувствовать тот дух молитвы и богослужения, который олицетворяет собой Святейший Патриарх Кирилл. Светские журналисты больше интересуются актуальными моментами проповедей Патриарха, нежели тем, что для Церкви по-настоящему служит первопричиной всех действий, то есть богослужением, его центральной частью — Божественной Евхаристией. Телевидение способно частично передать красоту и величественность Патриарших богослужений, но дух их остается за кадром.
Святейший Патриарх совершает Евхаристию, вкладывая весь ум и все сердце, так, что люди чувствуют, что действительно принимают участие в общем деле. Слово «Литургия» ведь так и переводится — «общее дело». На Патриарших службах в храме стоят не разрозненные молящиеся, а предстоит перед Богом живая евхаристическая община. Его Святейшество совершает Литургию не теплохладно, не по привычке и не чтобы «отслужить», а отдавая всего себя и ведя за собой тех, кто молится рядом с ним.
Вот эта сторона служения Предстоятеля Русской Церкви пока еще не видна для многих, а, может быть, она и непередаваема средствами светских СМИ. Поэтому просто хотелось бы предложить людям, желающим узнать Патриарха Кирилла с этой стороны, принимать участие в Патриарших богослужениях.
— Какие из свершений Патриарха Кирилла обществом были восприняты наиболее критично?
— Шла дискуссия об отдельных высказываниях Патриарха. Печально, что иногда эта дискуссия велась не по правилам: ни светская мораль, ни христианская нравственность не играли роли для людей, критикующих Патриарха. Обвинения говорились не в глаза, а через Интернет или со страниц антицерковной прессы, потому что «грозные обличители» не преследовали своей целью вступить в честный разговор с Патриархом, их задачей было совсем другое…
Мы знаем слова Господа Иисуса Христа о том, что разногласия в Церкви нужно сначала пытаться разрешить лицом к лицу, затем, если спор не разрешен, — при нескольких свидетелях, и только в самом крайнем случае — сказать о спорном моменте прилюдно в церкви. Патриарх Кирилл — человек, который готов к диалогу. Он с уважением относится к критике и готов выслушать недовольства, если они высказаны в мирном духе и имеют целью не навредить и напакостить, а улучшить жизнь Церкви.
Чаще всего источником гнева светских людей был тот факт, что Церковь не только имеет право, но и должна обличать пороки личностей и общества — говорить Божию правду. Святейший Патриарх несколько раз публично говорил о том, что Бог может наказывать народы и людей за совершенный грех. Слова эти породили в обществе волну возмущения: «Христианство оправдывает зло и несчастья, значит так?» Люди, сделавшие такой вывод, к сожалению, либо не читали Евангелие, либо читали его очень давно — потому что забыли, что, по Священному Писанию, Бог не только милостив, но и справедлив: Он не только любящий Отец, но и грозный Судия.
Совершенный грех не остается у Господа без воздаяния, если он не раскаян и не побежден через принятие Христовой жертвы. Но понятие о грехе чуждо секулярному сознанию, светские люди не мыслят категориями греха и покаяния. Но Церковь всегда будет свидетельствовать о Божией правде, даже если это кому-то не нравится. И в евангельские времена слова Господа Иисуса Христа были отвергнуты и осмеяны обществом, точно так же сегодня свидетельство Церкви неизбежно будет не принято многими и многими людьми.
Самая страшная ошибка, которую в этих условиях Церковь может совершить, — это замолчать то, что катастрофы и грех действительно связаны, что безнравственность и безверие всегда имеют свои последствия. Если мы перестанем говорить об этом, мы перестанем быть солью земли и светом мира.
— Церковь судят по ее Предстоятелю. Правильно ли это?
— Сегодня люди смотрят не на программы, а на личности, потому персона Предстоятеля Церкви выходит на первый план. И неслучайно соборный разум нашей Церкви избрал Патриархом яркого и сильного человека, способного вести людей за собой.
Сейчас, как вы знаете, даже при политических выборах голосующие смотрят не на партийную программу, а на лидера, на его моральный облик, на его жизнь и поступки. Я не знаю, хорошо это или плохо, но такова уж реальность современного общества. Все надежды и чаяния связываются с человеком, олицетворяющим то или иное сообщество, и вся ответственность за сообщество лежит на его главе.
— Миссионерская деятельность Церкви — в чем ее специфика в период служения Патриарха Кирилла?
— Святейший Патриарх ясно сказал, что миссия должна стать одним из главных дел Церкви. Это совершенно естественно — иначе и не может быть в условиях, когда огромное количество людей крещено, но не просвещено. Мне по роду работы часто приходится бывать в кругу светских людей: в государственных учреждениях, вузах, на разного рода культурных событиях. Ко мне подходят многие люди, которые говорят об одном и том же: «Нам бы быть к Церкви поближе, нам бы сделать что-то, чтобы и в нашем деле Церковь присутствовала». Это чувство многих и многих людей, которые осознают свою тягу к вере, но не знают, как сделать первый шаг к Церкви, но, слава Богу, не отчаиваются и не теряют жажду веры. На эту жажду, безусловно, нужно отвечать — в самых разных формах. Это и должно стать центром нашего миссионерского делания.
— Какие начинания Патриарха Алексия развил Патриарх Кирилл?
— Многое из того, что сделал Патриарх Алексий, было совершено при активном участии или даже по инициативе митрополита Кирилла, тогдашнего председателя Отдела внешних Церковных связей. Они десять лет работали рука об руку.
Общее дело продолжается и сейчас: это и выстраивание церковно-государственных отношений; и активная совместная работа с Русской Православной Церковью Заграницей; и непростой диалог с секулярным миром и другими религиями и конфессиями; и развитие церковного управления — буквально все, что составляет жизнь Церкви.