В статье ответственного редактора газеты «Церковный вестник» С.В. Чапнина анализируются основные события в жизни Русской Православной Церкви в первый год пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Московском Патриаршем престоле. Автор соотносит итоги минувшего года с программной речью Его Святейшества, произнесенной в день интронизации 1 февраля 2009 года.
***
Жизнь Церкви в минувшем году была богата событиями. Новый стиль церковного руководства и новые задачи, поставленные перед Церковью, ведут к серьезным переменам, в том числе и в отношениях Церкви и общества. Можно ли говорить, что сложилась новая программа развития церковной жизни?
После интронизации 1 февраля 2009 года Святейший Патриарх Кирилл произнес первую речь как Предстоятель Русской Православной Церкви. И к ней следует еще раз обратиться сегодня, в первую годовщину интронизации. Эта речь стала не только первым выступлением, но и программой действий Святейшего Патриарха.
Как же сформулированы приоритетные задачи, и в каких действиях и решениях они находят свое воплощение? Шесть основных направлений обозначил Святейший Патриарх в том памятном выступлении.
«Патриарх — хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату — блюститель чистоты веры». Формулируя основные задачи, Святейший Патриарх в первых же словах подчеркивает, что он рассчитывает на поддержку и соработничество.
Говоря о необходимости хранить чистоту веры, Патриарх Кирилл обращается в первую очередь к епископату, но его призыв звучит значительно шире — как обращение ко всей Церкви. Каждая личность призвана найти свое место в церковном организме, при условии, что разномыслия не будут нарушать дух любви и ослаблять общие усилия по созиданию дома Божия. Первоочередная задача Патриарха — помочь каждой личности найти свое место в Церкви, создать для этого необходимые условия. Кроме того, нельзя допустить, чтобы разномыслия, которым по слову апостола «надлежит быть» (1 Кор. 11:19), перерастали в нестроения и лжеучения.
Как достичь поставленной цели? Очевидно, что, используя только административные или только пастырско-богословские средства, это невозможно. Искомый результат даст только их сочетание.
И Патриарх Кирилл разворачивает масштабную церковно-административную реформу. Созданы новые синодальные отделы, решительно пересмотрены компетенции целого ряда действующих синодальных учреждений, реорганизована канцелярия Патриарха, идет формирование нового поколения епископата. Церковное управление должно соответствовать пастырским, богословским, миссионерским, воспитательным и социальным и задачам, которые стоят сегодня перед Церковью.
Не менее внимательно Патриарх Кирилл подходит к решению пастырско-богословских задач. Слияние Богословской и Библейской комиссий в единую Библейско-Богословскую синодальную комиссию и данное ей поручение разработать новый катехизис Русской Православной Церкви — одно из важнейших решений прошедшего года. Здесь же следует отметить создание Общецерковной аспирантуры и докторантуры для подготовки богословов, церковно-дипломатических и управленческих кадров Московского Патриархата.
Задача привлечения мирян к обсуждению и подготовке решений по наиболее важным вопросам внутренней жизни и внешней деятельности Церкви будет решаться в рамках Межсоборного присутствия, учрежденного в прошлом году по итогам дискуссий на Поместном Соборе. Состав присутствия утвержден Священным Синодом и подтверждает намерение Святейшего Патриарха пригласить к деятельному служению самый широкий круг людей. За одним столом соберутся и те, кого раньше называли «консерваторами», и те, кого называли «либералами». Время ярлыков стремительно уходит в прошлое. Каждый человек проверяется тем, как он может послужить Церкви.
Из пастырских задач Святейший Патриарх особо выделил проповедь духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни. Свидетельство об истине и красоте Православия будет принято и усвоено, если оно раскроется в прочной связи с личной, семейной и общественной жизнью.
Соединение православной веры и евангельской морали с повседневными мыслями, чаяниями и надеждами людей таит в себе огромный потенциал. Такое соединение поможет нашим современникам ответить на сложнейшие мировоззренческие и этические вопросы современности.
Признавая проповедь с амвона важной формой свидетельства, Святейший Патриарх делает особый акцент на необходимости для Церкви вести открытый, доброжелательный и заинтересованный диалог с обществом. Такое общение приносит пользу каждому из участников. С одной стороны, истины веры становятся понятными, когда входят в творческое соприкосновение с мыслями и убеждениями людей. С другой стороны, Церковь обогащает себя «знанием того, что представляет собой современный человек с его образом мыслей и вопрошаниями к Церкви». Наконец, такой диалог способствует «взаимопониманию между людьми разных взглядов и убеждений, включая убеждения и религиозные, и содействует упрочению гражданского мира и согласия».
За каждым богослужением лично проповедуя с амвона, Святейший Патриарх, тем не менее ряд важных заявлений сделал на конференциях и встречах с общественностью.
Доброжелательный диалог и сотрудничество Патриарх Кирилл назвал и основой церковно-государственных отношений. В прошедшем году удалось сдвинуть с мертвой точки две важные проблемы — преподавание в государственных школах основ православной культуры и формирование института военного духовенства.
Необходимо отметить, что внелитургическое общение с паствой соединялось с постоянным участием Патриарха в литургической жизни Церкви. В 2009 году Предстоятель совершил 229 богослужений.
Проповедь, обращенную к молодежи, и шире — церковную работу с молодежью Святейший Патриарх также назвал среди приоритетных направлений работы. «В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям — как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения», — убежден Патриарх Кирилл.
Пожалуй, одной из самых ярких и заметных инициатив Патриарха стала проповедь на стадионах. Общение с молодежью в этом новом формате Патриарх Кирилл начал в Москве, затем он собирал стадионы в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Встречи со студентами были в программе пастырских визитов Патриарха в Калининград и Витебск.
Выступление на стадионе — это, безусловно, трудный и рискованный формат. Трудный — потому что необходимо удержать внимание аудитории, говорить емко и напряженно. Рискованный — потому что не избежать упреков в том, что православной традиции такое общение не соответствует. Однако Патриарх сознательно первым пошел навстречу молодежи. Слова о свободе, ценностях, семье, труде и солидарности должны быть сказаны молодым людям именно в перспективе евангельской нравственности. И важно, чтобы у молодых людей была возможность задать Патриарху свой вопрос, что-то уточнить и услышать ответ.
Здесь же следует упомянуть о памятных событиях в День народного единства 4 ноября 2009 года, когда к шествию молодежи присоединился Святейший Патриарх; затем Патриарх познакомился с социальными и образовательными проектами, разработанными и воплощенными молодежными организациями. Тем самым Патриарх Кирилл еще раз показал: он готов не только говорить, но и слушать.
Заботу о страждущих и сиротах, бедных и инвалидах, о престарелых, заключенных и бездомных Святейший Патриарх называет христианским долгом, однако при этом предлагает посмотреть на проблему шире: Церковь призвана выступить в поддержку слабых и взыскующих справедливости.
Системные изменения социальной работы Церкви пока коснулись только Московской епархии. В новый состав епархиальной комиссии по социальному служению включены представители всех благочиний. «В наше время у каждого прихода должна быть своя социальная специализация, диктуемая не личными предпочтениями настоятеля, а потребностями города, нуждами ближних», — отметил Патриарх Кирилл, выступая на Епархиальном собрании, и сообщил, что в московских храмах планируется введение должности социального работника. Подготовка таких работников начнется в ближайшее время.
«Патриарх — защитник внешних канонических рубежей Церкви». После образования новых независимых государств на пространстве «исторической Руси» это служение приобретает особое значение. Патриарх призван заботиться об укреплении духовных связей между народами тех стран, где находится паства Русской Православной Церкви.
Трудности здесь очевидны: слишком разная политическая ориентация и культурный контекст у стран ближнего зарубежья.
Три пастырских визита в страны ближнего зарубежья совершил Святейший Патриарх Кирилл в первый год своего патриаршества. Украина, Беларусь и Казахстан — именно эти страны являются очевидными приоритетами, когда речь идет о канонических рубежах.
В каждом конкретном случае Патриарх должен чувствовать, видеть и понимать контекст, чтобы «не делать ошибок и содействовать нашему православному народу в том, чтобы люди жили согласно воле Божией и Божиему закону».
Коснувшись темы межправославных отношений, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что «Предстоятель каждой Поместной Церкви призван вместе с собратьями из других Церквей заботиться о единстве Вселенского Православия». Патриарх Кирилл засвидетельствовал, что всегда будет открыт для диалога с Церквями-Сестрами и готов прилагать усилия, которые помогут «укрепить и усовершенствовать всеправославное сотрудничество, добиться большей координации пастырских и миссионерских усилий».
Состоявшийся в июле 2009 года визит Святейшего Патриарха Кирилла в пределы Константинопольской Патриархии обозначил новый этап в развитии межправославного сотрудничества. Слова о том, что братские Православные Церкви будут действовать как единая Церковь, сразу стали руководством к действию. Заметно расширилась деятельность межправославных консультаций, целью которых является подготовка к Святому и Великому Собору Православной Церкви. В декабре 2009 года подготовлен и согласован документ по одному из наиболее острых вопросов межправославного взаимодействия — о предоставлении автокефалии и автономии. Ранее был разработан документ, выражающий совместное понимание другой острой проблемы — канонического устроения жизни православной диаспоры.
***
Возвращаясь к выступлению Святейшего Патриарха после интронизации, следует отметить, что в нем есть и осторожно выраженные опасения. В жизни Патриарха нет и не может быть ничего личного, частного, и поэтому Патриаршее служение — особый духовный подвиг. Главную особенность этого подвига Патриарх видит в невозможности нести его в одиночку или при поддержке ограниченного круга единомышленников. «В этот подвиг через молитвенное общение и соборное делание вовлекается весь епископат, вся полнота Церкви», — говорит Святейший Патриарх.
В какой мере эти задачи станут не только задачами Патриарха, но и всей Церкви? Наступивший год, безусловно, покажет, в какой мере епископат, духовенство и миряне проявят согласие и солидарность с тем, что говорит и делает Патриарх. Очевидно, что многие ждут дальнейших перемен.
«Церковный вестник» (№ 1-2 (422-423), 2010)