26 апреля исполняется двадцать лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Пресс-служба Московской Патриархии републикует интервью с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, помещенное на вэб-сайте Пресс-службы УПЦ незадолго до скорбной даты и посвященное трагическому юбилею.
— Ваше Блаженство, в этом году исполняется 20 лет со дня аварии на ЧАЭС. Насколько актуальны, по Вашему мнению, уроки Чернобыльской трагедии для современного общества?
— Двадцать лет назад человечество пережило одну из величайших экологических и техногенных катастроф, последствия которой ряд европейских стран и особенно страны СНГ — Белоруссия, Украина и Россия — ощущают до сегодняшнего дня. Эта проблема еще долго будет оставаться актуальной, потому что урон, нанесенный экологии наших стран, будет сказываться на многих последующих поколениях. Нельзя забывать и о социальных проблемах, вызванных Чернобыльской трагедией. Остро стоит вопрос об отселении людей из загрязненной территории, о социальных льготах для чернобыльцев. А тот факт, что вновь обсуждается вопрос построения ядерного могильника на территории ЧАЭС, говорит о том, что страшные уроки прошлого так нас ничему и не научили.
— Вы неоднократно посещали Чернобыльскую зону и саму станцию. Что Вас поразило больше всего?
— Необыкновенно красивая природа, которая даже после радиационного воздействия сохранила свою притягательность. При созерцании дивных красот чернобыльского края у меня щемит сердце от осознания того, что эти древние места человек не смог сохранить в первозданной чистоте. Эти земли, заселенные с VIII века и неразрывно связанные с историей нашего народа, хранят память о многих славных событиях. Здесь взросло не одно поколение славных героев времен Киевской Руси, многие поколения православных христиан возносили свои молитвы и хвалу Господу, Который щедро наградил эти края красотой и плодородностью. Об этом и о многом другом я думаю каждый раз, посещая зону отчуждения.
Кроме того, в теплой атмосфере всегда проходит мое общение с персоналом станции, с прихожанами нашего Свято-Ильинского храма в Чернобыле. Когда я вижу искренние человеческие глаза, радушие и неподдельную радость при встрече, слышу многочисленные просьбы о молитвах, это вызывает во мне глубокие чувства и желание еще раз посетить землю нашей общей трагедии.
— Какой он, сегодняшний чернобылец? Что Вы думаете о проживании нескольких сотен самоселов в зоне отчуждения?
— Слово «чернобылец» стало в наше время нарицательным, оно ассоциируется у большинства наших сограждан не только с человеческой трагедией, но и с доблестным самопожертвованием героев — ликвидаторов страшной аварии. Но, кроме персонала, обслуживающего станцию, в зоне отчуждения проживают люди, которые после выселения не прижились на новом месте и вернулись домой. В основном, это люди преклонного возраста. Хотя все понимают, что переселение людей на другую территорию всегда сопровождается болезненными последствиями, одобрять проживание в экологически больной зоне не следует. Однако мы должны не осуждать, а помогать им.
— Каждый год чернобыльцы пытаются приехать к родным могилам. Что делать тем, кто не имеет возможности попасть в Чернобыль в поминальные дни?
— Кто не имеет возможности попасть в Чернобыль в поминальные дни, может помолиться за упокой души своих близких в любом православном храме. Бог услышит вас повсюду! Поминать наших покойных братьев и сестер — святая обязанность каждого христианина, особенно сейчас, в дни Великого поста, в течение которого Православная Церковь неоднократно совершает поминовения усопших.
— Чем вызвано такое пристальное внимание Украинской Православной Церкви к Чернобыльской трагедии?
— Церковь не стоит в стороне от народных бед, поскольку они касаются самым прямым образом ее паствы. Если мы заглянем в корень чернобыльской трагедии, то увидим, что в основе ее лежит антропогенная проблематика. Человек начал забывать свое истинное предназначение в мире и удаляться от Источника всех благ. Именно отсюда все проблемы. Техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые с каждым шагом развития человеческой цивилизации приобретают все более угрожающие, глобальные масштабы, на самом деле являются непосредственным отображением тех процессов, которые протекают в самом человеке, в его душе. Начинать преображение окружающей среды, природы человеку необходимо со своего внутреннего духовного мира. Семьдесят лет тоталитарных гонений на православие оставили нам в наследство не только духовную пустыню, которая молитвами святых и стараниями Матери Церкви начала оживать в последние десятилетия, но и целый комплекс социальных, нравственных, экологических и других проблем. Без глубокого духовного осмысления роли человека во вселенной их решение невозможно.
— В зоне отчуждения священниками ведется пастырская деятельность. В чем ее специфика?
— Чернобыль — это незаживающая рана на теле нашего народа. Православная Церковь с особым чувством ответственности окормляет чернобыльцев. Церковь призвана осуществлять заповедь милосердия, любви и сострадания к ближним, поэтому она всецело со своим народом, с его бедами и скорбями. Как говорил премудрый Экклесиаст: «Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого — в доме веселия». Безусловно, в зоне отчуждения пастырское служение является актом особой христианской любви к пасомым. В Чернобыле действует Свято-Ильинский православный приход, который окормляет работников станции и более двухсот жителей-самоселов. Учитывая тот факт, что пастырь разделяет трудности жизни и скорби со своей паствой, живет ее чаяниями, заботами, проблемами, нужно отметить, что такое служение сопровождается немалой психологической нагрузкой, особой моральной ответственностью, определенными проблемами экономического и бытового характера. Настоятелю нашего чернобыльского храма отцу Николаю Якушину помогает и то, что он из местных, это его родная, кровная земля. Думаю, не нужно объяснять, в каком состоянии находится инфраструктура в зоне отчуждения. Но народ Божий нужно духовно окормлять повсюду, независимо от складывающейся жизненной ситуации. В этом, собственно, и состоит миссия Церкви.
— Украинская Православная Церковь сотрудничает с чернобыльскими общественными организациями. Что оно дает для Церкви и чернобыльцев?
— Миссия Православной Церкви многополярна. Одним из ее аспектов является сотрудничество с общественными организациями. Церковь оказывает поддержку чернобыльцам, принимает участие в жизни многочисленных общин, пытается не только вникнуть в проблемы этих людей, но и оказать им посильную помощь. В Киеве давно открыт храм Входа Господня в Иерусалим, посвященный жертвам чернобыльской трагедии, в котором регулярно проводятся богослужения. Этот храм относится к Свято-Архангело-Михайловскому комплексу, возле которого, при непосредственном участии Украинской Православной Церкви, воздвигнут скорбный мемориал — символическая могила героев-ликвидаторов, которые в роковые часы и дни ценой жизни предотвратили глобальную катастрофу. Там же находятся книги с именами умерших чернобыльцев для вечного поминовения. По традиции, здесь начинаются ежегодные траурные мероприятия. В ночь на 26 апреля сюда приезжают ликвидаторы, вдовы погибших, зажигаются свечи, служится панихида, бьет чернобыльский колокол. А утром начинается церемония поминовения погибших героев и жертв катастрофы с участием первых лиц державы.
Несколько лет назад в столице был возведен еще один «чернобыльский» храм — во имя святителя Феодосия Черниговского, который по праву считается покровителем людей, пострадавших от взрыва на ЧАЭС. По инициативе нашей Церкви почти во всех крупных городах Украины установлены памятные знаки, напоминающие людям о Чернобыльской трагедии. Это способствует привлечению внимания нашего общества не только к экологическим проблемам и опасности повторения таких катастроф, но и к бедственному положению людей, которые предотвратили более масштабные последствия аварии на ЧАЭС. Взаимодействие Церкви и чернобыльских организаций способствует решению многих вопросов, начиная от текущих проблем чернобыльцев и заканчивая глобальными вопросами экологической безопасности.
— Ваше Блаженство, Вы благословили написание иконы «Чернобыльский Спас», которая стала святыней ликвидаторов и потерпевших. Она необычна по сюжету…
— Она была написана по инициативе «Союза Чернобыль Украины», крупнейшей общественной организации, объединяющей чернобыльцев. Икона является видимым выражением христианского единства. Через образ осуществляется мистическое единение в Боге всех, с верою и любовью притекающих к нему. Несомненным фактом является то, что икона «Чернобыльский Спас» придала особое духовное осмысление страшной чернобыльской трагедии и христианского подвига людей, не пожалевших своих собственных жизней ради всеобщего блага. Господь наш Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих». Нужно отдать должное мужеству людей, которые исполнили свой общественный, а главное, христианский долг, осуществив в своей жизни самую главную и, наверное, самую тяжелую заповедь Господа — заповедь любви. Икона действительно немного необычна, но она ведь и посвящена особому трагическому событию в истории нашего народа. В ее центре находится обожженная радиацией сосна, по форме напоминающая крест, которая символизирует глубокую скорбь от выпавших на долю нашего народа испытаний. Но сюжет иконы в то же время оптимистичен, он дарит надежду на возрождение, об этом говорят и солнце, восходящее из-за саркофага на горизонте, и зеленеющая трава на переднем плане.
— Готовит ли Украинская Православная Церковь проведение каких-либо мероприятий, посвященных трагическому юбилею?
— Традицией нашей Церкви стало проведение поминальных церковных мероприятий, посвященных страшной трагедии в Чернобыле. В этом году, по решению Синода УПЦ, в день 20-летия трагедии на ЧАЭС во всех православных храмах Украины будут совершены поминальные службы. Кроме того, Церковь примет участие в общественных панихидах, планируется проведение митингов-реквиемов, центром которых станут чернобыльские храмы Киева.
— Недавно прошел крестный ход с иконой «Чернобыльский Спас». Как бы Вы прокомментировали это событие?
— Крестный ход, объявший собой всю страну, несомненно, способствовал духовному укреплению православных граждан Украины. То, что эту икону во всех уголках нашей родины встречало множество людей, говорит об объединяющем характере таких церковных событий. Каждый верующий смог приложиться к святыне, напоминающей всем нам о страшных последствиях человеческих попыток построить на земле рай без Бога.
— Одной из опасных болезней нашего общества является забвение ошибок прошлого. Как Вы считаете, сможет ли Чернобыльская трагедия стать тем страшным уроком, который послужит вразумлением для нынешних и будущих поколений?
— Мы на это надеемся и молимся Господу, чтобы он просветил светом истины всех своих недостойных чад, каковыми мы являемся. К сожалению, после этой катастрофы в нашем обществе не были сделаны соответствующие выводы, люди по-прежнему потребительски относятся к земле, на которой живут, забывая о колоссальной ответственности человека за врученный Богом дар жизни. Православная Церковь, осознавая свою ответственность за судьбы мира, глубоко обеспокоена проблемами, порожденными современной цивилизацией. Окружающая природа полностью вовлечена в жизнеобеспечение человека, и нарастающий экологический кризис вынуждает пересмотреть наши отношения с окружающим миром. До тех пор, пока человечество не научится мудро использовать данные Богом ресурсы природы и достижения цивилизации, оно не будет застраховано от подобных трагедий.
Интервью вел В.Чернышов