5 марта в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялся круглый стол «Теологическое образование во Франции и России: историки философии о значении и месте профессиональной теологии в системе образования и культуре».
В конференции приняли участие: Э. Фальк, доктор философии, декан философского факультета (Католический институт Парижа); В.В. Петров, доктор философских наук (Институт философии РАН); С.В. Месяц, кандидат философских наук (ИФ РАН); П.Б. Михайлов, кандидат филологических наук (ПСТГУ); А.В. Михайловский, кандидат философских наук, доцент факультета философии (Государственный университет — Высшая школа экономики); К.М. Антонов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии (ПСТГУ); В.П. Лега, кандидат богословия, заведующий кафедрой философии, доцент (ПСТГУ); Г.Н. Самуйлов, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии (ПСТГУ); священник Константин Польсков, кандидат богословия, кандидат философских наук, проректор ПСТГУ, доцент кафедры библеистики (ПСТГУ); священник Павел Ходзинский, кандидат богословия, заведующий кафедрой пастырского и нравственного богословия (ПСТГУ); А.Р. Фокин, кандидат философских наук, доцент кафедры патрологии (ПСТГУ).
В ходе работы круглого стола были рассмотрены вопросы, касающиеся позиции философии и богословия в современном концепте образования, а также феноменологический подход к изучению средневековой философии. Э. Фальк особо отметил «необходимость сделать средневековую философию актуальной, увидеть потенциал, который она содержит… Возвращение к корням ― один из насущных вопросов. Но необходимо не просто вернуться к истокам, а разгрести завалы на этих истоках, чтобы забил ручей».
Одна из главных проблем — тема образования, близкая всем собравшимся — была обозначена В.П. Легой. Обладая опытом преподавания в различных вузах, он отметил, что в светских учебных заведениях студенты нередко слабо знакомы даже с азами богословия: «Часто студентам приходит говорить о том, сколько частей в Библии, вместо того чтобы затрагивать какие-то важные аспекты». Однако обратная ситуация присуща многим провинциальным духовным учебным заведениям: студенты, разбирающиеся в богословских вопросах, не знают элементарных законов физики. Так что одна из главных задач — ликвидировать этот разрыв. «Нельзя мыслить себя в отрыве от остального мира и быть специалистом только в узкой области», — указал В.П. Лега.
Комментируя эту мысль, Э. Фальк предложил включить в образовательную программу культурную составляющую христианства: «Бог проникает в сердца через культуру, которая никогда не перестает говорить о Боге». Также он подчеркнул, что во Франции ему приходилось нередко сталкиваться с подобными проблемами.
Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru