В издательстве МГИМО МИД России вышла научная монография директора Русской экспертной школы, доцента кафедры международной журналистики МГИМО, доктора философских наук, помощника ректора Российского православного университета святого Иоанна Богослова Василия Александровича Щипкова «Генеалогия секулярного дискурса».
Монография раскрывает философские и богословские пути возникновения исторического секулярного дискурса, то есть светского образа мысли, светской культуры, светского типа общества и государства. Рецензентами работы выступили ведущие российские философы, изучающие проблематику секулярности: профессор кафедры философии им. А.Ф. Шишкина В.С. Глаголев, заведующий кафедрой политической теории МГИМО МИД России Т.А. Алексеева, заведующий кафедрой истории русской философии МГУ им. М.В. Ломоносова М.А. Маслин, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия В.Н. Катасонов.
Автор монографии отмечает, что вопрос о природе светскости особенно остро звучит в последние десятилетия, когда стало очевидно, что религиозные факторы сохраняют в мире большой вес, и что одновременно с этим усиливается недоверие к притязанию секулярного языка на универсальность. Вместе с тем, религиозные группы часто выражают неудовлетворение качеством посреднических функций светских принципов, которые стремительно теряют нейтральный характер и приобретают черты идеологизированности и партийности. При этом сторонники культуры секулярного модерна (классического либерализма) тоже начинают сомневаться в качестве объяснительных и предиктивных способностей секулярного языка. Эта ситуация толкает сторонников противоположных взглядов исследовать секулярный дискурс культуры: что он из себя представляет, когда и как он возник, какие формы и принципы приобрел в процессе исторического развития на Западе и в России, что означает и какие перспективы имеет «постсекулярность». Именно на эти вопросы отвечает представленная книга.
При этом секулярная мысль раскрывается автором книги как форма искаженного христианства: она по своему существу не выходит за пределы христианской теологии, но динамично искажает ее. Формы этих искажений принимают в истории различный вид — от раннехристианских ересей до более поздних философских концепций.
Объем книги — более 750 страниц, она состоит из 51 главы и краткого содержания. Автор монографии Василий Щипков последовательно рассказывает о восприятии секулярной проблематики в современных общественных науках, о слабых попытках западных социальных и теологических наук осознать его первоисточник, об интуитивном восприятии русской религиозно-философской мыслью светскости как духовной проблемы. Затем в трех частях излагается генеалогия секулярного дискурса в периоды раннехристианских богословских споров, схоластики, Реформации и Нового времени, кризиса картины мира модерна, а также в разные периоды русской истории. В книге последовательно разворачивается богословская и философско-культурологическая панорама этого процесса в исторической ретроспективе — от Рождества Христова до наших дней, показывая логику развития западной культуры и демонстрируя сущностные отличия от нее культуры православной России.
По мнению автора, текущий этап секулярного дискурса, обозначаемый как постсекулярный, представлен как такое состояние светской культуры, при котором секулярный дискус обнаруживает собственные богословские основания и таким образом открывает закрытые ранее исследовательские пути для обнаружения внутреннего устройства этого дискурса.
Проведенный Василием Щипковым анализ позволяет смоделировать дальнейший вектор развития современных культурных процессов, заглянув за границы постмодернистской философии.
Научная монография предназначена для специалистов в области богословия, философии культуры, политической философии, а также для всех интересующихся феноменом секулярности.
Патриархия.ru