Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Всякий мой день начинается и завершается молитвой о Казахстане». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра

«Всякий мой день начинается и завершается молитвой о Казахстане». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
Версия для печати
4 марта 2015 г. 11:33

Глава Казахстанского митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр дал интервью пресс-службе Митрополичьего округа по случаю 5-летия служения на Казахстанской земле.

— Владыка, пять лет Вы совершаете архипастырское служение в Казахстане. Поделитесь своими мыслями об этом периоде Вашей жизни.

— В текущем году 5 марта исполняется ровно пять лет, как Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Кирилла определил мне новое послушание — быть главой Митрополичьего округа в Республике Казахстан.

Мои предшественники по казахстанской кафедре — архиепископ Алексий (Кутепов) (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) и митрополит Мефодий (Немцов) (ныне митрополит Пермский и Кунгурский) в период новейшей истории заложили прочный фундамент в основу деятельности Православной Церкви в Казахстане. Был возвращен верующим и восстановлен главный храм Алма-Аты — Вознесенский кафедральный собор, историческая и культурная жемчужина Семиречья, созданы монашеские обители и построены новые храмы, в числе которых величественный Успенский кафедральный собор в Астане, положено начало социально-благотворительной и духовно-просветительской деятельности, налажен конструктивный церковно-государственный и межконфессиональный диалог. 

Сегодня координация просветительской, издательской, социальной и общественно-значимой деятельности епархий Митрополичьего округа — реально существующее положение дел. Регулярно все казахстанские иерархи собираются на заседание Синода, где принимаются конкретные решения, продумывается стратегия исполнения на местах определений Архиерейских Соборов, постановлений, принятых Священным Синодом и Межсоборным присутствием. Мы обсуждаем самые разные вопросы, касающиеся жизни Православия в стране, делимся радостями и говорим о возникающих проблемах. 

В Казахстане существует особая атмосфера мира и добрососедства между людьми разных национальностей, религиозных взглядов и культур. В современном мире, раздираемом конфликтами и противоречиями, доходящими до братоубийственных войн, наша страна может стать по-настоящему добрым примером того, как можно вместе жить и трудиться представителям разных народов, вер и убеждений.  

По долгу служения мне приходится бывать во всех епархиях округа, посещать городские и сельские приходы, общаться с большим количеством людей. Для меня это всегда радость и утешение. В такие моменты происходит погружение в настоящую жизнь Церкви, единение вокруг совершения таинства Евхаристии, реальное восприятие действия Духа Святого в нашей жизни и служении.  И вместе с тем, обнаруживается связь с историей Православия на этой земле, славными и трагическими ее страницами. 

— Приснопамятный Патриарх Алексий II назвал Казахстанскую землю антиминсом, распростертым под открытым небом.

— Эти слова приснопамятного Первосвятителя как нельзя лучше говорят о духовном наследии, которое составляет подвиг новомучеников и исповедников Казахстанских для всей Русской Православной Церкви. Антиминс, плат с мощами мучеников и изображением Христа во гробе, в православном богослужении — символ единения Церкви земной с Церковью Небесной, и всей Церкви с ее Главой — Господом Иисусом Христом. Окончившие свою жизнь в страданиях и лишениях в тюрьмах и лагерях, в степях и горных ущельях, архипастыри, пастыри, монахи и миряне ссылались в Казахстан со всех концов Советского Союза. Каждая епархия Русской Православной Церкви, каждый уголок Русского Мира, регион, область, имеет связь с этими краями через страдальцев за Православие.

Некогда святитель Римский Григорий Двоеслов преподнес послам императора Юстиниана, пришедшим к нему из Византии, как великую святыню ковчег с горстью земли из Колизея. Заметив, что послы не понимают значения этого дара, святитель сказал им с сердечным умилением: «Вы не понимаете, что я даю вам?! Эта земля пропитана кровью мучеников за веру!» Земля Казахстана, орошенная кровью мучеников ХХ века, подобна той земле, омытой кровью древних мучеников.

Одной из главных задач тех, кто служит здесь Богу, является прославление памяти мучеников Христовых, просиявших в этих краях. 

— Владыка, Ваши предшественники священноисповедник митрополит Николай и старец-митрополит Иосиф (Чернов) стояли на страже святого Православия. А что Вы можете сказать о дне сегодняшнем?

— Наши великие казахстанские святители — исповедник веры митрополит Николай (Могилевский) и подвижник благочестия митрополит Иосиф (Чернов) — не только были поборниками святого Православия, ревнителями веры и молитвенниками к Богу, таковыми они и остаются для своей паствы. Совсем небольшой по историческим меркам промежуток времени отделяет нас от той эпохи, и еще живы ученики и свидетели подвигов этих иерархов, в храмах митрополичьего округа служат рукоположенные ими пастыри, на старинных приходах сохраняются заложенные ими традиции. На казахстанской кафедре ощущается преемственность, живость духа «прежде нас живших и трудившихся» архипастырей. Действительно, по слову Писания: «Праведники во веки живут» (Прем. 5:15).

Продолжателями трудов приснопамятных казахстанских иерархов по утверждению и сохранению веры Христовой являются не только епископы Митрополичьего округа, но и священнослужители, и активные миряне. Каждому православному человеку, не важно в каком он пребывает сане, звании и достоинстве, какое положение и место он занимает в обществе, необходимо неленостно совершать благородный труд проповеди Евангелия, свидетельствовать о Царствии Божием, пришедшем в силе (см. Мк. 9:1). Как проповедовать и чем свидетельствовать? Ответ очевиден — словами и поступками, поведением, отношением к окружающим людям, всем своим бытием. Как говорил священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинский: «Содержанием веры является жизнь». 

— Великие святыни Православия посетили землю Семиречья в последнее время. Как верующие воспринимают эти паломничества?

— Традиция принесения святынь для духовного укрепления, для утешения и ободрения верующих не новая. На протяжении всей церковной истории мы видим, как из одного города или страны в иные края переносились христианские святыни, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, мощи мучеников, святителей и преподобных, чудотворные иконы.

Основоположником принесения святынь на казахстанскую землю можно назвать приснопамятного епископа Туркестанского и Ташкентского Димитрия (Абашидзе), в схиме Антония. Благодаря ему казахстанцы в самом начале ХХ столетия обрели часть главы великомученика и целителя Пантелеимона, мощи великомученицы Варвары, преподобных Киево-Печерских отцов.

Митрополит Иосиф (Чернов) передал в Казанский собор Алма-Аты чтимый Казанский образ Пресвятой Богородицы. На оборотной стороне иконы сам владыка сделал надпись: «По свидетельству ученых археологов СССР это святая икона Казанской Богоматери 17-го века. Я ее имел как драгоценность и святыню — ныне ее преподношу Казанской церкви в Алма-Ате на молитвенную память и в память и утверждение мира в храме, как среди священнослужителей, равно и мирян-труженников! Помните завет, молитесь Богоматери!»

Еще один мой предшественник по казахстанской кафедре митрополит Алексий (Кутепов), ныне глава Тульской митрополии, доставил в южную столицу из России древний чтимый список Казанской иконы Богородицы, который стал украшением и святыней Вознесенского кафедрального собора. Благодаря владыке Алексию во многих храмах Казахстана появилось духовное сокровище — частицы мощей известных по всему миру угодников Божиих, перед которыми верующие могут склониться в молитве.

До настоящего времени жители Алма-Аты помнят, как в январе 2005 года в наш город митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий (ныне глава Пермской митрополии) впервые доставил ковчег с мощами преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Это событие стало по-настоящему общеказахстанским духовным торжеством.

Начиная с 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла казахстанцы смогли совершить молитвы перед всемирно почитаемыми святынями: Курской-Коренной иконой Божией Матери «Знамение», Животворящим Древом Креста Господня из афонского монастыря Кутлумуш, десницей святителя Спиридона Тримифунтского. В памяти у всех нас прибытие ковчега с частью Пояса Пресвятой Богородицы во все крупные города и областные центры республики, которое можно назвать всеказахстанским крестным ходом. Конечно же, нельзя не вспомнить огромные очереди паломников к мощам блаженной Матроны Московской, мученика Вонифатия Тарсийского и повторно привезенному ковчегу с мощами преподобномучениц Елисаветы и Варвары, к Почаевской иконе Богородицы и образу Царицы Небесной «Неупиваемая Чаша».

Инициатива о принесении той или иной святыни в епархии Митрополичьего округа принадлежит Священноначалию и пастве. Люди пишут письма, обращаются с предложениями в личных просьбах, передают свои пожелания через приходских священников. Хотел бы отметить — общение со святынями является живой потребностью верующих сердец.

В Евангелии от Иоанна мы читаем строки о явлении воскресшего Спасителя апостолу Фоме. Это повествование хорошо известно каждому верующему. Господь, обращаясь к усомнившемуся ученику, говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:2). И сегодня, когда в сердца людей активно всеиваются семена неверия, порой цинично высмеиваются возвышенные религиозные истины, подвергаются сомнению непреложные духовные и нравственные начала, человеку необходимо прикосновение к святыне, сияющей огнем благодати, чтобы ощутить реальность горнего мира, реальность Божественного присутствия.

Преподобноисповедник Севастиан, Карагандинский старец, говорил, что «есть иконы, особые по славе благодати, есть намоленные веками чудотворные образы, которые, как ручейки, несут от Господа благодать». Ощутить эту живительную веру в Бога, наполниться ею, помогают нам чудотворные образы Богоматери и мощи святых.

— Какие задачи, на Ваш взгляд, стоят сегодня перед Православной Церковью в Казахстане?

— В обращении участников Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года говорится: «Главная и неизменная забота Церкви — спасение людей, не только постоянных прихожан, но и тех, кто ищет свой путь к Богу». Этот духовный труд Церкви был и остается актуальным во все времена, и на заре христианской эры, и в веке XXI. 

По мудрому высказыванию митрополита Иосифа (Чернова), человек для Христа «через посредство Его Церкви, Им созданной на земле, откапывается, отыскивается, находится, как драгоценный камушек». 

Сегодня в Казахстане проживает большое количество крещеных людей, принадлежащих к православной культурной традиции, но далеких от правильного представления о Боге, о Евангелии, о жизни по заповедям Христовым. Задача казахстанских архипастырей и пастырей раскрыть перед ними красоту Православия, помочь избавиться от предрассудков, суеверий, неверного восприятия вероучительных и нравственных истин христианства. Частью этой задачи является противостояние агрессивной миссионерской деятельности, которую сегодня осуществляют различные сектантские проповедники. 

— Есть ли проблемы, которые волнуют Вас и верующих в настоящее время?

— К сожалению, таких проблем немало. Каждый христианин, являясь членом Церкви, вместе с тем является и членом семьи, трудового коллектива, общества, гражданином страны, в которой живет. Поэтому его не может не волновать происходящее вокруг — радости и скорби близких, жизнь Отечества и глобальные события, происходящие в мире. Те беды и страдания, которые переживают наши братьями и сестры на Украине, на Ближнем Востоке и других странах, оставляют свой след в наших сердцах. В каждом храме Казахстанского митрополичьего округа за каждой Литургией едиными устами и единым сердцем совершается молитва о прекращении междоусобной брани, «о мире всего мира». Мы уповаем на милость Божию и взываем к Подателю всяческих благ, чтобы дух христианской любви и прощения победил ненависть и злобу.

Время, в которое мы живем, особое. С одной стороны, к нему в качестве характеристики подходят слова философа Н.А. Бердяева: «Мы живем в переходную эпоху духовных кризисов, когда многие странники возвращаются к христианству, к вере отцов, к Церкви, к Православию. Возвращаются люди, пережившие опыт новой истории, в котором дошли они до последних пределов». Действительно, можно говорить о духовном возрождении, пробуждении народа. Стоит посетить храм в воскресный или праздничный день, и взору предстанет радостная картина — большое количество верующих, среди которых много молодых людей, супружеских пар с детьми. Эти люди не просто пришли поставить свечу или послушать хор; они молятся, осознанно совершают словесную службу Богу, участвуют в таинствах.

Но, вместе с тем, к нашим дням можно отнести высказывание святителя Иоанна Златоуста: «Ныне не время гонения, но время мученичества». Как только человек заходит на просторы интернета, открывает газету или включает телевизор, на него обрушивается шквал искаженной информации или даже кощунственной лжи, ставящей под сомнение религиозные ценности, высмеивающей нравственные понятия, подрывающей авторитет Церкви. Создается впечатление, что появляется некая заказная мода на оскорбление веры, всего того, что дорого сердцу христианина. 

Невозможно без содрогания сердца слышать о том, как в странах, столетиями являвшихся носителями христианской культуры, увольняют с работы за ношение нательного креста, запрещают в названии праздника Рождества Христова употреблять имя Спасителя, сдают древние храмы под ночные клубы и рестораны. Конечно, все это происходит за тысячи километров от нас, но страшно не только событие само по себе, опасен дух этих антихристианских явлений, способный проникнуть в любое самое консервативное общество и породить подобные же кощунства.

Сила веры, мудрость и рассудительность требуются в первую очередь родителям, которые хотят воспитать своих детей в рамках традиционных религиозных и моральных устоев, дать истинный смысл бытия. Поскольку именно подростков и молодых людей сделали своей мишенью «проповедники новой модели мира», где нет места Богу и Его заповедям.

Верующие должны объективно оценивать ситуацию, избегать самоуспокоения, но при этом не может быть речи об унынии от происходящих событий. Не бойтесь, не ужасайтесь (см. Лк. 12:7, 21:9), — слышим мы евангельский голос Спасителя. Укреплением и ободрением для верующего, сталкивающегося с лукавством «века сего», а порой и с открытой борьбой против Церкви Христовой, служат апостольские слова: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша». (1 Ин. 5:4).

— Расскажите, пожалуйста, об отношении государства к религиозным организациям.

— Наше государство, согласно Конституции, является светским. Но понятие светскости в Казахстане ни в коем случае нельзя считать синонимом безразличного отношения власти к религии. В преамбуле Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» говорится о Православии и исламе ханафитского направления как традиционных и культурообразующих религиях для Казахстана, отмечается их особый статус. При этом, говоря языком правоведов и юристов, последователи всех конфессий имеют в Казахстане широкие возможности для удовлетворения своих духовных потребностей. Руководство страны отдает себе отчет в том, что не все религиозные организации несут добро людям. «Есть религиозные течения, наносящие нам вред. Нам необходимо держаться подальше от них и брать за правило заповеди религий, исповедующих истинную духовность», — отметил в одном из своих официальных выступлений Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Мирное сосуществование религий, защита традиционных нравственных ценностей, противодействие распространению экстремизма — приоритетные факторы внутренней и внешней политики государства. В нашей стране, с момента обретения суверенитета, государственная власть стала инициатором межконфессионального диалога. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, дважды посещая Казахстан, в своих интервью подчеркивал высокий уровень конструктивных взаимоотношений между представителями религий — таких, как Ислам и Православие — и государственной властью. В текущем году одному из институтов, укрепляющему и развивающему этот добрый диалог — Ассамблее народа Казахстана — исполняется 20 лет. Государственные и общественные деятели, религиозные лидеры, представители этнокультурных объединений, неправительственных организаций, научной и творческой интеллигенции, молодежи трудятся под эгидой Ассамблеи ко благу общества, укреплению патриотизма, сохранению межконфессионального и межэтнического согласия. 

Говоря о роли традиционных религий, и в первую очередь о Православии в жизни любого государства, страны, общества, хотел бы привести цитату из трудов выдающегося философа и публициста ХХ столетия Ивана Ильина: «Церковь не может и не должна вооружать армию, организовывать полицию и дипломатию, строить государственный бюджет, руководить академическими исследованиями, заведовать концертами и театрами; но излучаемый ею религиозный дух может и должен облагораживать и очищать всю эту светскую деятельность людей. Живая религиозность должна светить и греть там, куда Церковь открыто не вмешивается или откуда она прямо устраняет себя».

— Вы часто повторяете слова одного из преподобных отцов: «Нужно много молиться, много трудиться и творить добро людям».

— Эти замечательные слова, принадлежащие преподобному Пимену Великому, мне довелось услышать еще подростком из уст духоносного старца, подвизавшегося в Псково-Печерской обители, схиигумена Саввы (Остапенко). Отец Савва связывал этот жизненный принцип с обретением человеком счастья. Хочешь быть счастливым? Хорошо, это достижимо каждому человеку. Но для этого надо без лени, с усердием и упорством выполнять три правила — молиться, трудиться и стремиться к тому, чтобы всем окружающим тебя приносить радость, добро, свет.

Все начинается с молитвы, с призывания Бога в свою жизнь, в свою деятельность. Дальше начинается освященный молитвой труд, работа, исполнение обязанностей. Но конечная цель это благо всех тех, кто рядом с нами. Дары, которые мы обретаем в богообщении, в молитвах и таинствах, все, что мы создали трудом своих рук или интеллектом, надо отдавать ближнему. Выдающийся проповедник прошлого века архиепископ Иоанн (Шаховской) пишет: «Для существа доброго творить добро всем — это радость, а не творить добро — это мучение; смысл всей жизни — в бесконечной, переливающейся через край любви».

К одному из моих знакомых архипастырей после его проповеди о деятельной любви к ближнему подошел человек и сказал: «Владыка, Ваша проповедь не для нас, обычных людей. Эти слова надо говорить богатым и состоятельным людям. Вот чем я могу помочь нуждающимся? У меня нет большого кошелька». На что епископ ответил: «Да, кошелька большого у тебя может и не быть. Но сердце большое и щедрое ты иметь обязан». Творить добро людям можно разными способами. Не всегда проблема заключается в отсутствии материальных средств, и даже нуждающемуся в деньгах человеку важна не просто поданная в руку монета, а необходима доброта, участие, понимание. 

В воспоминаниях митрополита Сурожского Антония (Блума) есть рассказ из его молодости. Однажды, суровый, строгий преподаватель гимназии проходя по улице остановился перед нищим. Он ни подал ни одной монетки, а снял шляпу и о чем-то поговорил с нуждающимся. После чего нищий был весьма обрадован и душевно растроган. Когда наблюдавшие за этим гимназисты задали преподавателю вопрос о том, как он, не подав милостыни, смог обрадовать человека, учитель ответил, что просто поговорил с бедным, извинился что не может помочь деньгами, так как беден сам, расспросил его о жизни и сам немного рассказал о себе. Владыка Антоний вспоминал, как этот несчастный потом говорил, что никогда за всю свою жизнь он не был так обогащен, как в тот день, потому что с ним поступили не как с нищим, а как с человеком.

Говоря о добром отношении к ближнему, хотел бы вспомнить высказывание упоминавшегося уже мною философа Ивана Ильина: «Кто хоть раз доставил другому радость сердца, тот улучшил тем самым весь мир; а кто умеет любить и радовать людей, тот становится художником жизни».

— 2015 год во многом юбилейный. Что хотелось бы Вам отметить особо в связи с этим?

— В этом году паства Казахстанского митрополичьего округа вместе со всей полнотой Русской Православной Церкви будет праздновать1000-летие со дня преставления равноапостольного благоверного князя Владимира. Это наш общий главный юбилей. Даст Бог, в Казахстан прибудут мощи равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, перед которыми мы сможем совершить усердные молитвы.

Для каждого из нас, чад Русской Православной Церкви, святой князь Владимир не только великая историческая личность, а яркий пример в духовной жизни. Сербский святитель Николай (Велимирович) в своей проповеди о жизни благоверного князя сказал такие слова: «Принимая веру христианскую, Владимир знал, что принимает и самую тяжелую из предложенных ему вер. Он знал, что христианская вера означает путь Креста и что путь Креста означает прежде всего поставить крест на своем дурном прошлом». 

Нас также ожидает празднование 60-летия со дня преставления священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского, 40-летия блаженной кончины приснопамятного старца-святителя митрополита Казахстанского Иосифа (Чернова), 20-летия возвращения Русской Православной Церкви главного храма Алма-Аты — Вознесенского кафедрального собора.

Наши юбилеи и памятные даты это всегда оценка сделанного как на общецерковном, так и на личном духовном уровне. Это пища для размышлений, для обозначения перспектив и выстраивания планов, для анализа и оценки пройденного. Уверен, что праздничные мероприятия, помогут людям ощутить дыхание истории, почувствовать духовное родство, помогут всему обществу увидеть неоценимую роль, которую имело и имеет Православие в деле государственного устройства и культурного развития Казахстана.

— Что хотелось бы Вам пожелать казахстанцам?

— Всем православным верующим Казахстана хотел бы пожелать словами священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского, «прочного счастья в общении со Христом здесь на земле, которого не могут отнять никакие люди и обстоятельства, и которое является началом и залогом вечного блаженства на небе». 

Конечно же, всем жителям этой благословенной земли, ставшей за пять лет для меня родным домом, желаю благополучия и здоровья. Всякий мой день начинается и завершается молитвой о Казахстане, о благоденствии и милости от Господа нашему народу.

Независимо от религиозных убеждений и национальной принадлежности, всем нам необходимо сохранять и преумножать, завещанное предками наследие, — братолюбие, добрососедство и мир. Пусть Бог укрепляет нас в этом благородном делании.

Беседовала руководитель телестудии «Семиречье» Виктория Посаднева

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Делай по силе и не считай своих добродетелей

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»