18 апреля, в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение нижней церкви Храма-на-Крови в Екатеринбурге и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Викентий, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемый Александр Сергеевич, дорогие отцы, братья и сестры!
Я хотел бы сердечно поблагодарить всех вас за общую молитву, за участие в этом замечательном событии — освящении нижнего храма на месте расстрела Царской семьи. Я хотел бы поблагодарить Вас, владыка, за Ваши слова и дары, которые Вы здесь мне вручаете, но особенно за те труды, которые Вы несете на Екатеринбургской земле вместе со своим благочестивым клиром и народом Божиим.
Мы освятили храм на том месте, где мученически скончался царь Николай Александрович со своей благочестивой семьей. То были страшные годы, и тысячи, десятки тысяч людей были уничтожены. То были годы расстрела не Царской семьи, не отдельно взятых представителей народа нашего — то были годы расстрела исторической России. И когда затем на этой крови кому-то захотелось воссоздать историческую Россию и сделать ее могучим и сильным государством, то, опять-таки положив ради этой цели огромное количество человеческих жизней, этой цели не достигли. Буквально за три дня, без единого выстрела то, что пытались сделать, без Бога воссоздавая историческую Россию, было уничтожено. В каком-то смысле расстрел Царской семьи — это символ, кровавый и страшный, всех тех событий, что произошли, круто изменив жизнь нашего народа, проведя его через многие соблазны, фантазии, утопии, искушения и через кровь.
Почему же это произошло с нами? Ведь у нас было так много монастырей и храмов… Вот владыка сказал: больше тысячи храмов было на Екатеринбургской земле, и храмы эти не были пустыми, они наполнялись народом. Почему же мы не вымолили у Господа спасения исторической Руси? Пока мы не ответим на этот вопрос, каждый и все вместе, мы не застрахованы от новых потрясений, новой крови, новых разрушений. Наверное, у каждого есть свой ответ, но, взирая на всю историю спасения рода человеческого, можно сказать, что человеческие катаклизмы и потрясения есть осуществление Божией справедливости, есть наказание за грех, и то, что произошло с нами, есть наказание за грех нашего народа.
Те, кто знает историю, понимают, о чем идет речь. И храмы были, и монастыри стояли, и народ наш в храмы приходил, но элита нашего общества, интеллигенция, те, кто владел умами людей, отвратились от Бога, стали богопротивниками. Нам, живущим в XXI веке в современной секулярной России, даже представить трудно, как была презираема вера в православной империи. Профессора университетов — те, что еще хранили веру в сердце, — боялись сказать об этом своим коллегам; было поголовное безверие интеллигенции, студенчества; даже в духовных семинариях происходили забастовки и убийства преподавателей и профессоров. И все это происходило рядом с мощами святых угодников, рядом с прославленными иконами, великими святынями. Грех смешался со спасением, а кому много дано, с того много и спросится. Много было дано нашему народу — и спросил Господь с нас, сурово спросил.
А что сегодня? Некоторые говорят, что сейчас время каяться за все те старые грехи, некоторые призывают нас к всенародному покаянию, возбуждают народ. Именно на этом святом месте я бы хотел сказать: все наши грехи искуплены кровью. Это не просто эмоции, это не интеллигентские слезы по поводу чьей-то чужой вины — это искупление греха страданиями, муками, кровью нашего народа, символом которых является насильственное умерщвление Царской семьи; и теперь мы должны сделать правильные выводы из этой истории.
Нам не уйти от эмоционального переживания того, что произошло со страной, с государем императором, с его семьей, с нашими новомучениками и исповедниками, с тысячами и тысячами загубленных жизней, но, устремляясь вперед, мы должны делать выводы и извлекать уроки из нашей истории. А урок заключается в следующем: золотые купола и величественные храмы не являются гарантией спасения. Они не предотвращают народ от падения.
Иногда нам говорят: «не нужно ничего изобретать, давайте просто повторим то, что было до революции». Если повторим — снова наступим на те же грабли. Не для того Господь провел нас этими кровавыми путями, чтобы мы вновь впадали в те же ошибки, от которых и пострадал наш народ. Сегодня мы должны помнить, что храмы и купола — это видимые знаки нашей веры, горячей веры, христианского мировоззрения, твердых убеждений и жизни в соответствии с этой верой.
Как замечательно, что сегодняшнее событие — освящение Храма-на-Крови — совпало с днем святых жен-мироносиц и праведных Иосифа и Никодима. В сегодняшнем апостольском чтении из книги Деяний (Деян. 6, 1-7) повествовалось об избрании диаконов — служителей Церкви. Когда увеличилась христианская община в Иерусалиме и апостолы осознали, что нужно не только собираться для молитвы, но и помогать людям — кормить, поддерживать бедных и больных, тогда были избраны первые служители Церкви. Избраны не для того чтобы господствовать над верующими, не для того чтобы быть начальством, а для того чтобы служить людям. С этого началось служение Церкви, и это было не только служение семи диаконов, на которых, помолившись, возложили руки святые апостолы. То было служение и жен-мироносиц, совершенно удивительных преданных Спасителю женщин, которые следовали за Ним без всякого страха и были с Ним и тогда, когда ученики разбежались. У них было мужество всегда оставаться с Господом, они служили Ему при жизни и продолжили служить и после Его смерти и Воскресения, проповедуя Христа, — как Мария Магдалина, которая дошла до самого Рима и, вручив красное яйцо императору, сказала ему: «Христос Воскресе!»
В самые тяжелые годы, когда были разрушены наши величественные храмы, когда на весь миллионный Свердловск оставался один маленький храм, наполненный людьми, кто там был? Там были жены-мироносицы. Наши пожилые женщины, наши бабушки, которые ничего не боялись — ни угроз, ни притеснений, ни клеветы. Их дети и внуки боялись за себя, за свою работу, за семью, за карьеру, а они ничего не боялись. Они крестили своих детей и внуков, сохранив веру нашего народа. А потому мы и называем сегодняшний день «днем женщин в Церкви», вспоминая великий подвиг жен-мироносиц всех времен и всех народов, начиная с тех, кто окружал Спасителя, и кончая теми, кто сохранил и сохраняет сегодня веру в нашем народе.
Так вот: если мы, возводя величественные храмы, наполним нашу церковную жизнь подлинным служением людям, никогда больше не будет никаких революций. У нас всегда будет мощная интеллектуальная поддержка со стороны нашей национальной элиты, со стороны интеллигенции, потому что мыслящего человека ничто так не убеждает, как дело — не просто слово, но дело. И весь наш народ, видя подвиг Церкви, будет с доверием переступать церковный порог и включаться в великое апостольское служение.
Это и есть главный вывод из нашей национальной трагедии: наша вера не должна быть только частью нашего фольклора, нашей культурной традиции — это должна быть живая вера, мощнейшая мотивация наших поступков. Только тогда, когда мы соединим веру с действием, мы совершим то, к чему призваны, и никакая диавольская вражья сила не способна будет поколебать ни Церковь нашу, ни Русь. И верим, что это преобразование духовное, обновление и возрождение нашей национальной жизни должно происходить не только в Российской Федерации, но и во всех странах исторической Руси — Украине, Белоруссии, Молдове и прочих, которые духовно и культурно связывают себя с Киевской купелью крещения.
Я хотел бы еще раз поблагодарить Вас, владыка, за Ваши труды; поблагодарить духовенство, верующих людей, губернатора Екатеринбургской области и его команду. Сегодня здесь складываются очень добрые отношения Церкви и государства. Я многое увидел и многому порадовался, хотя в жизни Екатеринбурга и есть нечто, что меня огорчило, и я открыто и прямо говорил об этом людям, в том числе властям. Я очень надеюсь, что все эти рудименты прошлого, наследие страшных атеистических лет пройдет, и на этой земле, славной трудом и верой людей, на земле, политой кровью новомучеников и исповедников, гармонично сольются усилия всех людей, которые будут служить Отечеству верой и правдой.
Мы сегодня празднуем 125-летие Екатеринбургской епархии. Вспоминаем всех тех, кто стоял у истоков церковной жизни, тех, кто стоял у истоков создания Екатеринбургской губернии, города Екатеринбурга, тех, кто на протяжении этих лет своим трудом умножал славу Урала и всей России. И, конечно, мы особенно вспоминаем духовенство Екатеринбургской епархии, значительная часть которого душу свою положила за веру и Отечество. И сегодня я хотел бы от всего сердца пожелать всем вам, дорогие отцы, братия и сестры, хранить веру православную и, умножая добрые дела, трудиться во славу Церкви и Отечества нашего. В память об этом событии и в благодарность за Ваши труды я хотел бы преподнести Вам, владыка, эту святую панагию, чтобы Господь хранил Вас и укреплял на путях Вашей жизни. Я также хотел бы преподнести сему святому храму образ Спасителя в память о нашей совместной молитве, дабы Господь приклонил милость Свою к Екатеринбургу, к этой земле, к народу, ко всем нам и даровал нам силы и способность, откликаясь на Его призыв, совершать все потребное для жизни вечной <…>.
Еще раз всех вас, мои дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником и хочу каждому вручить эту иконочку Воскресшего Спасителя со своим благословением. Попрошу духовенство раздать всем присутствующим в храме эти Патриаршие благословения.
Храни вас всех Господь, и Покров Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной молитвами святых Царственных страстотерпцев, всех новомучеников и исповедников Российских да хранит нас от всякого зла. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси