16 июня 2010 года Православная Церковь воспоминает перенесение из Углича в Москву честных мощей святого благоверного царевича Димитрия Угличского.
В день престольного праздника Свято-Димитриевского храма при Первой градской больнице имени Н.И. Пирогова председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в храме Божественную литургию.
У входа в храм архипастыря встречали духовенство и учащиеся Свято-Димитриевского училища сестер милосердия.
Владыке Илариону сослужил настоятель храма, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, духовник Свято-Димитриевского училища сестер милосердия протоиерей Аркадий Шатов. В числе сослуживших за Божественной литургией также были заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, клирики храма.
По окончании богослужения иерарх вознес молитву святому благоверному царевичу Димитрию.
С приветственным словом к председателю ОВЦС обратился протоиерей Аркадий Шатов. Отец настоятель поблагодарил митрополита Илариона за то, что в этот праздничный день он возглавил Божественную литургию в Свято-Димитриевском храме. На молитвенную память владыке Илариону была преподнесена панагия.
Председатель ОВЦС в ответном слове сказал:
«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Аркадий, дорогие собратья и сослужители, братья и сестры!
Я с большим волнением переступил сегодня порог этого храма, посвященного святому благоверному царевичу Димитрию, храма, где особенно почитается этот святой нашей Церкви, где хранится часть его мощей, где сегодня мы вместе имели возможность вознести молитву сему великому угоднику и молитвеннику о душах наших.
Я хотел бы сердечно приветствовать Вас, дорогой отец Аркадий, от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который благословил мне сегодня совершить здесь Божественную литургию и передать его Первосвятительское благословение Вам и всей многочисленной возглавляемой Вами общине братьев и сестер, всем, кто здесь трудится, молится, помогает нашим ближним.
Особо приветствую Вас, дорогой отец Аркадий, в преддверии Вашей архиерейской хиротонии. Господь призрел на Ваше смирение. Вы столько лет несете здесь служение и помогаете ближним. Вы явились воссоздателем и этого святого храма, и сестричества во имя святого царевича Димитрия. Теперь Господь призывает Вас к более высокому служению. Вы останетесь настоятелем этого храма и будете продолжать руководить сестричеством, которое создали, но на Вас будет лежать и особая ответственность — ответственность не просто пастыря, но архипастыря. Если задача пастыря — преподавать людям любовь Божию, то задача архипастыря — та же самая, только увеличенная многократно. Вы должны будете еще больше источать любви к Вашим ближним, потому что еще большая на Вас возлагается ответственность.
Вы теперь становитесь свечой, которая стоит на свещнице, чтобы она светила всем, иже в храмине суть (см. Мф. 5, 15). Желаю Вам, чтобы архипастырское служение, которое определено Вам решением Святейшего Патриарха и Священного Синода, не было для Вас бременем неудобоносимым, но стало бременем легким, нести которое Вам будет помогать Сам Господь наш Иисус Христос.
Мы слышали сегодня в Евангелии от Иоанна слова, которые Спаситель произнес накануне Своей крестной смерти: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34). Мы все знаем эти слова; мы знаем, что заповедь Божия о любви в каком-то смысле является не новой, потому что Господь изначально дал ее человеку. Эту заповедь мы слышим и в ветхозаветных установлениях Божиих. Но подлинная новизна сей заповеди, прозвучавшей из уст Господа Иисуса Христа, заключается в том, что Спаситель Сам примером Своей жизни и Своей смерти показал нам, что возможна не просто естественная человеческая любовь, когда мы любим любящих нас, а также наших друзей, родственников, с которыми связаны кровными узами, но любовь, которую заповедал нам Бог, — любовь жертвенная.
Чем же отличается она от обычной человеческой любви? Прежде всего тем, что Господь призывает любить не только любящих нас, но и тех, кто нас ненавидит. Христос призывает нас любить человека не только в его красоте, но и в безобразии, не только в его добродетели, но и в грехе, не только в здоровье, но и в болезни, не только в жизни, но и в смерти. Господь призывает нас так любить человека, чтобы наша любовь не ослабевала от того, что человек грешит, что он оступается, от того, что он совершает дурные поступки, произносит неподобающие слова. Наша любовь не должна от этого уменьшаться, как не уменьшается любовь Божия к нам, когда мы впадаем в грех. Господь любит каждого человека вне зависимости от его праведности, вне зависимости от его образа жизни. Господь любит каждого из нас как своего сына или дочь. Для каждого из нас Бог уготовил место в Своем Небесном Царстве, ибо обителей у Него много (см. Ин. 14, 2), и уже от нас самих зависит, насколько мы будем способны последовать призыву Божию к любви, последовать Его заповеди новой о том, чтобы мы любили друг друга.
В этом месте, где трудятся сестры, помогая больным, изнемогающим, страждущим, с особой силой звучит сия заповедь Христова, ибо что иное, как не служение любви, есть служение милосердия? Какая еще сила может помочь человеку так любить своего ближнего, чтобы никогда им не гнушаться, — ни когда он впадает в грех, ни когда пребывает в болезни или находится в трудных обстоятельствах? Мы призваны носить тяготы друг друга (см. Гал, 6. 2), и именно в этом заключается жертвенная любовь, к которой нас призывает Господь Иисус Христос.
Откуда нам черпать силы для того, чтобы исполнять эту заповедь новую? Господь не оставил нас одинокими, Он не сказал: "Ищите внутреннюю силу в самих себе", — потому что в нас нет этой внутренней силы. Наше ветхое человеческое естество противится этой новой Божественной заповеди о любви.
Силу любить нашего ближнего не только в праведности, но и в грехе, не только в здоровье, но и в болезни, не только в жизни, но и в смерти мы можем черпать только от Самого Господа. Когда мы собираемся в храме Божием и причащаемся Святых Христовых Таин, когда через молитву соединяемся с Господом, мы черпаем силы, которые необходимы нам для исполнения заповеди любви и несения служения, которое вверил нам Господь. Поэтому вполне естественно и необходимо, чтобы духовной сердцевиной сего места, где множество болящих, нуждающихся в заботе и любви, был храм Божий. Не будем забывать об этом Божественном источнике, не будем забывать о том, что все благодатные силы, которые получаем для нашего служения, мы черпаем от одного источника — от Самого Господа нашего Иисуса Христа.
Будем просить Его дать нам силы, будем просить, чтобы Он наполнял наши сердца той любовью, которая является Божественным даром и которая необходима нам в нашем служении. Будем просить святого благоверного царевича Димитрия, чтобы он помогал нам нести жизненный крест. Пусть по молитвам святого Димитрия Господь хранит всех нас и это благословенное Богом сестричество на многая и благая лета».
Затем в лекционном зале Российского государственного медицинского университета на территории Первой Градской больницы состоялась встреча митрополита Илариона с учащимися Свято-Димитриевского училища сестер милосердия.
Перед началом выступления владыку приветствовал протоиерей Аркадий Шатов.
Лекция председателя ОВЦС была посвящена православному пониманию темы смерти. По окончании выступления владыка Иларион ответил на многочисленные вопросы слушателей.
В завершение встречи митрополит Иларион сделал запись в памятной книге.
Протоиерей Аркадий Шатов преподнес в дар председателю ОВЦС его книгу «Святоотеческое учение о человеке», изданную для библиотеки училища в 1992 году, когда владыка был еще иеромонахом, а также куклу в одежде сестры милосердия.
Митрополит Иларион передал училищу два тома еще одного своего труда — книги «Православие».
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru