Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Иннокентию, архиепископу Корсунскому, временно управляющему Сурожской епархией
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Анатолию, архиепископу Керченскому
Пастырям, членам Епархиального собрания, всем верным чадам Сурожской епархии
Возлюбленные о Христе архипастыри, пастыри и верные чада Сурожской епархии!
Обращаясь к вам в эти дни Епархиального собрания и епархиальной литургии, когда, по сложившейся многолетней традиции, клирики и миряне Сурожской епархии из разных частей Великобритании собираются в соборе Успения Божией Матери и Всех святых, испытываю печаль от того, что в нынешнем году это собрание не будет полным. Некоторые миряне и священнослужители, включая управлявшего епархией Преосвященного епископа Василия, приняли решение покинуть Сурожскую епархию и вообще Русскую Православную Церковь, которой до смерти оставался верен приснопамятный митрополит Антоний.
Происходящее в Сурожской епархии тем более удивительно и достойно сожаления, что в эти самые дни мы стоим так близко, как никогда прежде, к воссоединению Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью. И вот, когда наступает столь долгожданное время восстановления церковного единства, в епархии произошло разделение, фактически — раскол. Это — наша общая боль.
Кто виноват в том, что произошло? Не предвосхищая тех выводов, которые сделает Священный Синод, изучив все свидетельства, собранные назначенной для этого комиссией, хочу сказать об очевидном: разделение происходит по зависти врага рода человеческого, который, находя опору в человеческой немощи, ищет новые способы уязвить Церковь. Ибо единство — от Бога, разделение же в Церкви — неизменно от лукавого. И каждому из нас ныне полезнее всего заглянуть в свою душу и испытать свою совесть: не давали ли и мы места диаволу (Еф. 4. 27)? Не проявляли ли нетерпимость, невнимательность, нечуткость, из которых постепенно вырастал раскол?
«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы… не было между вами разделений» (1 Кор. 1. 10), — говорит нам святой апостол Павел. Различия языка, культуры, бытовых привычек, социального положения, гражданства, материального достатка, — разве могут все эти особенности весьма разнообразной православной паствы на Британских островах стать причиной рассечения Церкви, которая есть Тело Христово? Да, при встрече с человеческими различиями порой испытывается крепость нашей любви к ближнему, а значит, и к Богу. Преодолеть подобное испытание — духовная задача, жизненно важная для всех нас. К решению ее призваны не только пастыри, но и каждый верный, «дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12. 25).
Нося бремена друг друга (Гал. 6. 2), вы, архипастыри, пастыри и верные чада Сурожской епархии, сможете плодотворно продолжить дело жизни приснопамятного митрополита Антония. При его значительном участии в Великобритании возрос плод русского церковного рассеяния — многочисленные чада Церкви, пришедшие в нее из числа коренных жителей Западной Европы. Покойный иерарх и ваши отцы в вере надеялись, что вслед за воссоединением русского церковного рассеяния, придет и время роста единой Поместной Церкви в Западной Европе, — Церкви, вмещающей все многообразие духовных и культурных традиций православных народов.
Молимся о том, чтобы эти надежды сбылись. Увы, нынешнее разделение в Сурожской епархии полагает новое препятствие на пути их осуществления. Однако печальный опыт разделения не нов для нас. Тело Русской Церкви было ломимым и распинаемым на всем протяжении ХХ века. Поэтому, не впадая в уныние, будем искать того, что служит к созиданию и миру, твердо помня: путь к единству не может лежать через раскол.
Итак, дорогие о Господе собратья архипастыри, отцы, братья и сестры, вознесем усердную молитву единому Пастыреначальнику, чтобы нам «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4. 2-3).
+АЛЕКСИЙ,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ