Одним из знаковых событий в истории Сретенской духовной школы стало решение Священного Синода Русской Православной Церкви, принятое 13 апреля 2021 года, согласно которому в Сретенской духовной семинарии была открыта программа подготовки кадров высшей квалификации — программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в связи с чем самому духовному учебному заведению было усвоено наименование «академия». Спустя год произошли серьезные изменения в законодательстве, так что подготовка аспирантов, ранее осуществлявшаяся на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), стала регламентироваться федеральными государственными требованиями (ФГТ). Изменился и перечень научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени. На смену направлению подготовки 48.06.01 Теология (уровень подготовки кадров высшей квалификации) пришла группа научных специальностей 5.11. Теология, включающая три соответствующие научные специальности: теоретическая теология, историческая теология и практическая теология.
В связи с этим аспиранты, поступившие в Академию в 2021 году и обучавшиеся на программе в соответствии с ФГОС, по окончании первого курса были переведены на обучение на программы в соответствии с ФГТ. А набор абитуриентов 2022 года в аспирантуру Сретенской духовной академии уже осуществлялся сразу на научные специальности и аналогичные им по содержанию церковные программы аспирантуры.
За плечами выпускников аспирантуры 2024 года (13 человек) — три года трудов по написанию диссертационного исследования, итоговая аттестация, представление работ в советы по защите диссертаций, при этом некоторым выпускникам аспирантуры Академии уже назначены даты защит.
Аспирантам третьего года обучения это только предстоит — летом 2025 года их работы так же будут проходить оценивание на предмет соответствия критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» и Положением об итоговых и научно-квалификационных работах (диссертациях) в системе духовного образования Русской Православной Церкви. Но и сейчас время у аспирантов ответственное: идет заслушивание аспирантов на межкафедральных семинарах.
О том, как проходило становление и развитие аспирантуры в Академии, что собой представляет процесс освоения программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, мы беседуем с послушником Георгием (Кусовым) — выпускником бакалавриата и магистратуры Академии, а теперь аспирантом третьего курса, а по должности — заместителем проректора по учебной работе и начальником Учебно-методического отдела Академии. Он является ответственным за организацию учебного процесса на всех уровнях подготовки, так что знает все его особенности и с точки зрения обучающегося, и с точки зрения административной.
— Расскажите, пожалуйста, как строится обучение в аспирантуре в новом формате в соответствии с федеральными государственными требованиями, которые сменили федеральные государственные стандарты.
— Переход на ФГТ изначально определялся как переход аспирантуры в научный формат. Прежде всего, изменилась структура программы, при этом основной ее составляющей стал именно научный компонент, который, в свою очередь, предполагает научную деятельность, направленную на подготовку диссертации к защите, и подготовку публикаций, а также обязательную промежуточную аттестацию по этапам выполнения научного исследования.
На основе этого в учебных планах наших аспирантских программ как раз и заложено соответствующее значительное количество часов именно на подготовку научной работы, при этом контроль ее состояния проводится каждый семестр, что позволяет вовремя скорректировать, направить деятельность аспиранта, если обнаруживается отставание от намеченного графика, невыполнение индивидуального плана работы аспиранта. Важно и то, что именно в рамках учебного плана происходит и подготовка публикаций. Ведь одно из требований для допуска диссертации к защите — наличие статей, в которых излагаются основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Для тех, кто готовит исследование по теологии или богословию (на церковных программах), таких публикаций должно быть не менее трех.
Учебные планы аспирантуры также имеют и образовательный компонент, его объем значительно меньше научного, в его составе: дисциплины, научно-исследовательская практика (она ориентирована на подготовку материалов для историографического обзора в рамках диссертационного исследования), промежуточная аттестация по дисциплинам и практике, которые в основном реализуются на 1 курсе обучения. Среди основных дисциплин — история и философия науки, иностранный язык, теоретическая, историческая или практическая теология (в зависимости от программы обучения), которые направлены в том числе на подготовку к сдаче необходимых кандидатских экзаменов.
Для подготовки диссертационной работы особое значение имеют дисциплины «Методология и организация научно-исследовательской деятельности» и «Научно-методологический семинар (аспирантский)», первая из них преподается на 1 курсе и является вводной, а вторая — фактически сопровождает написание диссертационной работы в течение всех трех лет обучения.
На научно-методологическом семинаре, который ведут наши преподаватели доцент Дмитрий Анатольевич Добровольский (1 курс), профессор Павел Кириллович Доброцветов и доцент Роман Михайлович Конь (2-3 курсы), мы обсуждаем с ними наши диссертации, уточняем те или иные аспекты работы, формулировки понятий, нам дают рекомендации по устранению неточностей, подсказывают, к каким дополнительным источникам и исследованиям было бы полезно обратиться.
Кроме того, на такие семинары приглашаются профильные специалисты из числа преподавателей Академии, а также члены диссертационных советов. Так, совсем недавно к нам на методологический семинар был приглашен Андрей Юрьевич Андреев — председатель Объединенного диссертационного совета по теологии, действующего на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Московской духовной академии. Андрей Юрьевич подробно рассказал об особенностях диссертации как научно-квалификационной работы, проговорил содержание научных категорий, которые должны быть определяющими в любом диссертационном исследовании: объект, предмет, цель и задачи исследования, методологическая база и новизна. Также он обозначил основные этапы защиты диссертации: процедуру подачи документов в диссертационный совет, рассмотрения работы, подготовку аттестационного дела и подачи документов в ВАК.
— Обязательной составляющей образовательного процесса в аспирантуре Академии является прохождение аспирантами заслушивания на межкафедральных семинарах. Расскажите, пожалуйста, что это за процедура?
— Заслушивание проходит для студентов всех курсов обучения и призвано не только определить готовность работы на соответствующем этапе ее написания, но и помочь самому аспиранту сформулировать, уточнить, конкретизировать исходя из его наработок те самые основные категории научного исследования: проблема, гипотеза, цель, объект, предмет, методы исследования, инструментарий, задачи, соотнесенные с главами, выводы по главам, общие выводы, научная новизна, теоретическая значимость, практическая значимость, апробация, положения, выносимые на защиту.
Заведующим отделом аспирантуры Зоей Вячеславовной Макаровской была подготовлена такая специальная форма таблицы самоанализа диссертационного исследования по указанным «исходным точкам», которая позволяет наглядно представить все необходимые структурные составляющие введения и предостеречь аспиранта от отступления от заявленной темы, соотнесенной с соответствующим пунктом паспорта той или иной научной специальности. Что также очень важно для будущей защиты.
На межкафедральное заслушивание приглашаются заведующие кафедрами, научные руководители аспирантов, преподаватели Академии, специализирующиеся по тематике исследования, они просматривают таблицу самоанализа, заслушивают презентацию аспиранта, дают необходимые уточнения и рекомендации, то есть после заслушивание мы уже понимаем, в каком направлении нам дальше следует работать, на что необходимо обратить внимание, что дополнить или исправить, какие положения проверить.
Кроме того, прохождение такого заслушивания — хороший опыт для будущей защиты, а также предшествующей ей итоговой аттестации.
В этом году у нас в Академии проходили первые итоговые аттестации аспирантов, которые существенно отличаются от прежних государственных итоговых аттестаций на программах аспирантуры, реализовывавшихся в соответствии с ФГОС.
Подготовка к такой итоговой аттестации — тоже очень важный этап, фактически это предварительная защита, когда диссертация и публикации по теме исследования должны быть полностью готовы, работа не может содержать некорректных заимствований. По результатам такой аттестации Академия готовит заключение, которое затем и передается выпускником в диссертационный совет, в котором он планирует защищаться.
Сейчас наши выпускники готовятся к защитам в Объединенном совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук 99.2.097.02 на базе Образовательного частного учреждения высшего образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» и Религиозной организации — духовной образовательной организации высшего образования «Санкт-Петербургская духовная академия Русской Православной Церкви», Объединенном диссертационном совете по теологии, действующем на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Московской духовной академии, а также в Кандидатском диссертационном совете Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
23 декабря успешно прошла первая защита выпускника нашей аспирантуры 2024 года иерея Александра Фадеева. Он защитил в ПСТГУ диссертацию на соискание ученой степени кандидата теологии по специальности 5.11.1. Теоретическая теология (по исследовательскому направлению: православие) на тему «Богословское осмысление откровения помыслов в традиции египетского и палестинского монашества IV-VII вв.», которая очень важна для современного пастырского богословия. Работа была единогласно поддержана одиннадцатью членами диссертационного совета. Теперь будем ждать решения ВАК о присуждении ученой степени отцу Александру.
Вместе с заведующим отделом аспирантуры Зоей Вячеславовной Макаровской мы выезжаем на защиты кандидатских диссертаций, перенимаем опыт, знакомимся с процедурой защиты.
— Такой живой образовательный процесс… При этом, очевидно, что изменения в учебном плане дали аспирантам больше самостоятельности и места для научного творчества?
— Да, как мы говорили, у нас появилось больше времени для написания самих кандидатских диссертаций, а в учебный план были введены дисциплины, которые помогают в изучении проблематики наших работ. В аспирантуре Академии существуют три образовательные программы по всем трем научным специальностям, определенным перечнем: теоретическая, историческая и практическая теология. И в учебном плане каждой из них, помимо уже названных ранее базовых дисциплин, есть такие специальные профильные дисциплины: «Теоретическая теология (Православие)», «Православное учение о человеке в контексте естественнонаучных антропологических концепций» и «Актуальные направления современной патрологии» для теоретической теологии, «Практическая теология (Православие)», «Актуальные проблемы пастырского служения» и «Актуальные проблемы филологии в междисциплинарном контексте» для практической теологии, «Историческая теология (Православие)» и «Актуальные проблемы церковно-исторических исследований» для исторической теологии.
Например, обучаясь по научной специальности историческая теология, мы с сокурсниками слушали курс протодиакона Владимира Василика, в рамках которого изучали основные вехи истории теологии: начиная практически с Ветхого Завета и вплоть до современной церковной проблематики. Получается такое полное погружение в тему.
Необходима для меня в работе над кандидатской диссертацией и дисциплина «Актуальные проблемы церковно-исторических исследований», поскольку она помогает сориентироваться в непростом историческом материале по моей теме: «Почитание ранних святых Вселенской Церкви в контексте церковной жизни Англии VII-XI веков».
— Какая редкая тема…
— Мы с моим научным руководителем, Натальей Юрьевной Гвоздецкой, доктором филологических наук, заведующим кафедрой романской филологии РГГУ, работаем над исследованиями в области истории Средневековой Англии еще со второго курса бакалавриата. Сначала мы писали о христианской королевской власти в данном периоде, потом затронули тему англосаксонского монашества. Кандидатскую диссертацию мы посвятили почитанию ранних вселенских святых в Средневековой Англии. Эта тема в науке изучена мало. В основном исследовались темы, связанные именно с английскими святыми, а вот общепочитаемые Церковью святые почти не исследовались.
— Обучение в аспирантуре влияет на Ваше служение?
— Я не в сане, у меня есть только свои послушания в Академии, а также в монастыре. Думаю, научная деятельность приносит свои плоды для настоящих и будущих священнослужителей, так как любая тема диссертации, как правило, раскрывает и исследует актуальные вопросы, стоящие перед Церковью.
Подготовила Алина Темнова
Сретенская духовная академия/Патриархия.ru