Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная проблемам кряшен

Версия для печати
23 июня 2006 г. 12:15

Проблемы кряшен в Татарстане обсуждались на пресс-конференции «Татарстан. Религиозные и политические свободы: кряшенский вопрос», прошедшей 22 июня в пресс-центре интернет-портала «KM.Ru».

На встрече выступили активисты кряшенского движения — член правления Общественной организации народности кряшен г. Казани Аркадий Фокин, ст. научный сотрудник Института стран Африки РАН Анатолий Иванов, член Совета республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана Людмила Белоусова.

Ведущий встречи, пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов сообщил о целях нынешней пресс-конференции. «Существуют народы, исповедующие православие, дружественные России и русскому народу, но о которых русский народ почему-то либо ничего не знает, либо не считает нужным оказывать им содействие», — отметил он. Кряшенскому народу, которого насчитывается 400 тыс. человек в Татарстане и около миллиона в России, отказано в праве на национальное самосознание и национальное бытие. Институт этнологии и антропологии РАН сначала включил кряшен как самостоятельную нацию в перечень народов России, а потом под давлением некоторых сил в Татарстане сделал шаг назад, сообщил Фролов. Он также подчеркнул, что пресс-конференция проводится в преддверие всемирного саммита религиозных лидеров, на котором священноначалие Русской Православной Церкви будет встречаться  с президентом РФ и мировыми лидерами. «Мы бы хотели, чтобы на этом саммите был поставлен вопрос о правах и свободах человека в Татарстане, и в частности, правах и свободах кряшен», — заявил Фролов.

Аркадий Фокин призвал не драматизировать ситуацию, отметив, что в таком случае можно «не увидеть перспективы». Он рассказал, что народ кряшен, возникший 150 лет назад, всегда был мирным народом и никогда не совершал экстремистских действий. Кряшенский вопрос существует с того момента, когда сформировалась кряшенская общность —  это тюркская общность из Волжской Булгарии. Фокин опроверг распространенное мнение, что кряшены — это обращенные в христианство «насильственным путем или путем льгот» мусульманские народы, татары. Не отрицая факта насильственного обращения, докладчик напомнил, что Екатерина II запретила обращение мусульман в христианство и вскоре все крещеные татары вернулись в ислам.

Говоря об истории возникновения кряшенского народа, Аркадий Фокин отметил несколько существующих на этот счет теорий. Некоторые связывают появление кряшен с ранним христианством, с несторианством, существовавшим в Волжской Булгарии. Согласно другим исследованиям, кряшены появились в результате «отатаривания» угоро-финских народностей. Так, на территории Татарстана проживали марийцы, которые были крещены из язычества и никогда не были мусульманами. Среди многих малькеевских кряшен были обнаружены язычники – «некрещеные кряшены». Согласно еще одной версии, дополнил выступавшего Анатолий Иванов, булгары разделились не на две, а на три ветви – татарскую, чувашскую и кряшенскую, из которых последняя так и не сформировалась в отдельный народ.

Аркадий Фокин рассказал о системе инородческого просвещения, созданную Николаем Ильминским. К концу XIX — началу ХХ века кряшены самоопределились, а к 1917 году заявили о себе как о самостоятельном этносе, что было признано и советскими властями. В Татарстане существовали кряшенское книжное издательство, театр, выходили газеты. Однако к 20-м годам кряшенская программа была свернута, и с конца 20-х годов кряшенская проблема «была исключена из научной проблематики».

Людмила Белоусова рассказала о современном состоянии кряшенской общности в Татарстане. Когда началась перестройка, у кряшен возник интерес к своим корням, началось общественное движение, культурно-просветительская работа. В 1997 году был создан республиканский центр кряшен в Татарстане, затем в Удмуртии. В 1999 году организации объединились в Межрегиональный союз кряшен, который, однако, к моменту проведения переписи населения был расформирован. Общественные организации кряшен провели свое исследование, согласно которому кряшен в Татарстане насчитывается 400 тыс. (в 1926 году их было 120 тысяч; по переписи 1897 года  — 101 тыс). Как считает Анатолий Иванов, поскольку с тех пор количество татар увеличилось в 5-6 раз, то число кряшен должно было возрасти во столько же. По мнению же Аркадия Фокина, за это время проходила ассимиляция: кряшены сливались с татарами или «записывались» русскими.

Сейчас нет ни школ, ни газет; литературный язык – татарский, кряшенский же существует как язык церковного богослужения и как бытовой, продолжила Людмила Белоусова. В последние годы вместе с РБО был осуществлен перевод Нового Завета на кряшенский язык, но «государство ни в чем нам не помогает». В настоящее время существуют четыре православных прихода кряшен в республике, при этом много пустующих разрушающихся храмов.

Участники пресс-конференции рассказали о кампании, развернутой против кряшен накануне переписи населения. Вопрос кряшен был «политизирован». За пять дней до переписи вышла правительственная газета для кряшен тысячным тиражом, в которой говорилось о кряшенах и татарах как едином народе. Все СМИ писали о кряшенах как о «крещенных татарах». «Началась кампания, все СМИ участвовали, началась травля кряшен», — сообщила Людмила Белоусова. СМИ писали о кряшенах как о «предателях веры». В результате переписи в Кайбитском районе, где традиционно проживали кряшены (малькеевские кряшены, выделенные в отдельную группу)  – их было зарегистрировано только пять (даже по официальным данным их 2 992). Анатолий Иванов сообщил, что по результатам переписи кряшен в России насчитывается только 25 тысяч (18 700 в Татарстане), однако даже данные Института социологии и антропологии РАН говорят более чем о 320 тысячах кряшен на территории РФ. В марте 2003 года Республиканский национально-культурный центр кряшен постановил считать итоги переписи в отношении кряшен недействительными. В других регионах – Башкортостане, Удмуртии, — такого давления на кряшен не было, отметили участники пресс-конференции.

В интервью «Благовест-инфо» Анатолий Иванов указал основные причины «политизированности кряшенского вопроса». Последняя перепись была сфабрикована, сфальцивирована, убежден он; согласно же переписи 1989 года татар проживает в регионе 48,5 %, русских – 43, 2 %. «Но в число татар включены кряшены, которых 8 % , и если их вычесть, то окажется, что татар в Татарстане меньше, чем русских, а православных – 54 %. Получается, что Татарстан – не мусульманская республика и не татарская», — заключил ученый. Вторая причина, по его мнению, состоит в том, что основной регион проживания кряшен в Татарстане находится в нефтеносных районах республики, и если кряшены будут признаны, «то возникнет вопрос о каком-то перераспределении доходов от добычи нефти». «А то, что кряшены – не татары, — подчеркнул Иванов, сам являющийся кряшеном по происхождению, — подтверждают и антропологические исследования».

Благовест-Инфо/Патриархия.ru

Другие новости

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта выступил на конференции «Спорт и духовно-нравственное воспитание» в рамках форума «Россия — исламский мир»

При участии Казахстанского митрополичьего округа в Алма-Ате проходит конференция «Философия религии на Востоке и Западе»

Представители Русской Церкви приняли участие в заседании Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» в Казани

Председатель Отдела внешних церковных связей прибыл в Казань и встретился с главой Республики Татарстан

Памятный знак в честь древнерусских монахов установили в Венгрии

Святейший Патриарх Кирилл направил поздравления Предстоятелям Древних Восточных Церквей, празднующих Пасху 5 мая

Председатель ОВЦС принял участие в форуме религиозных лидеров в Азербайджане

Председатель ОВЦС прибыл в Азербайджан

Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращениями в связи с вопиющими примерами давления на Украинскую Православную Церковь

Сестры Пюхтицкого монастыря обратились к Совету Церквей Эстонии с открытым письмом в связи с давлением на обитель