В воскресенье 11 июля 2010 г., в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молящимся с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы только что прослушали Апостольские и Евангельские чтения. В них содержатся мысли, восприятие которых способно изменить всю человеческую жизнь. Большей мудрости и большей силы слова в роде человеческом не было, нет и никогда не будет. Церковь обладает величайшим сокровищем — она обладает Божественной истиной. Не человеческой, суетной и мирской — какой бы привлекательной ни казалась та суетная и мирская «истина» — Церковь обладает Божественным откровением, то есть тем, что Сам Бог пожелал сказать людям.
В послании к Римлянам, только что прочитанном, мы находим удивительные слова. Апостол, обращаясь к римской общине новоначальных христиан, где были и иудеи, принявшие христианство, и эллины, и собственно римляне, люди разные — богатые и бедные, сильные и слабые, свободные и рабы, больные и здоровые — говорит, видимо, совершенно неожиданные для них всех слова: Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных (Рим. 15, 1).
Если бы апостол сказал: «Те из нас, кто сильны, должны сносить немощи бессильных», — все было бы ясно. Тогда слова апостола воспринимались бы так, что среди христиан есть сильные и слабые, и сильные должны заботиться о слабых. Но ведь апостол не сказал так, а сказал: «Мы, сильные». Мы все — богатые и бедные, здоровые и больные, образованные и необразованные, эллины, иудеи, римляне, свободные, рабы — мы сильные. И мы должны помогать бессильным, немощи их нести, а не себе угождать.
Слова апостола обращены через римлян к нам, и ничего не изменилось с тех пор. И среди вас, мои дорогие, стоящих здесь, в этом храме, и несущих послушание в сей святой обители, есть сильные люди — физически сильные, сильные духом, сильные своим здоровьем; среди паломников есть люди сильные своим материальным положением, своей властью. Но не к этим сильным обращается сегодня апостол Павел — он обращается ко всем нам, называя нас сильными.
Какую же силу он имеет в виду? Он имеет в виду ту самую силу, о которой только что было сказано: Церковь есть столп и утверждение истины (см. 1 Тим. 3, 15). В Церкви хранится Божественная истина, и владеющий этой истиной имеет в руках ключ от своего счастья и от благополучия всего мира. Нет другого ключа — никаким другим ключом не открыть дверь благополучия, как только тем, который Бог дал Церкви, передав ей величайшую Божественную весть о спасении.
Мы сильные тем, что знаем эту истину. Мы научены, у нас есть Слово Божие, мы каждый день можем читать это Слово, почерпать эту истину и применять ее к нашей повседневной жизни. Только не так, что мы, читая Слово Божие, умиляемся, а закрыв эту вечную книгу жизни и выйдя на улицу, тут же обо всем забываем. Но если истина Божественная, дарованная Церкви, становится нашим мировоззрением, нашим образом жизни, тогда мы действительно становимся сильными.
Церковь несет весть о спасении всему миру. А кто же составляет Церковь? Это ведь не только иерархи и духовенство — это весь верующий народ, все те, кто знает эту истину, кто ею научен, кто ею живет, особенно же те, кто на опыте своем знает, чтó есть исполнение воли Божией, благой и совершенной. И ни одно слово не останется праздным, потому что нет праздных слов в Слове Божием, — все дано для спасения человека, для полноты жизни: здесь, на земле, как о том сказано в Евангелии от Иоанна, и в жизни вечной.
А тяжело или легко нести попечение о бессильных? Тяжело, потому что бессильный может оказаться не таким уж бессильным. Он может быть вооружен своей ложной истиной, которую он воспринимает как свою собственную истину, и не всегда этот бессильный способен услышать голос Церкви. Более того, не всегда те, кто слышит голос Церкви, готовы его воспринять — нередко они обращаются к Церкви со словами упреков, недоумения, критики, иронии. Достаточно вспомнить совсем недавние времена, когда Божественное слово истины абсолютным большинством народа нашего не воспринималось как истина. Какое же должно было быть терпение у наших отцов и дедов, какая сила духа, чтобы открыто или скрыто обращать к миру это слово Божественной истины!
Да и сейчас: с одной стороны, времена изменились к лучшему; с другой — как много теперь разных человеческих «истин», которые отнюдь не дают пространства для истины Божественной. И дело не в том, что люди на уровне некоего спора — интеллектуального, логического — пытаются оспорить Слово Божие. Они просто игнорируют это Слово, заполняя жизнь своей собственной «истиной», стремлением к решению тех задач, которые перед ними стоят. Абсолютное большинство этих задач связано лишь с одним — жить хорошо, богато, безбедно, весело, удовлетворять свои потребности, безгранично повышать планку своего комфорта, расширять власть, увеличивать богатство. Человеку, живущему в соответствии с этой так называемой истиной, — немощному, о котором мы должны позаботиться, — не так просто сказать, что он не сильный, а слабый, немощный, больной, живущий не по правде Божией, а значит, не могущий стяжать ни Царствие Божие, ни полноту жизни здесь, на земле.
С великим терпением и смирением Церковь должна нести свое свидетельство миру. Но нести непременно — и словом, и делом. А что же мы получаем в ответ на это служение немощным, которое осуществляется с великим терпением? Мы получаем утешение. Какие замечательные слова мы находим в этом же послании к Римлянам: и Бог терпения и утешения да даст вам быть единомысленными (см. Рим. 15, 5) — в ответ на служение истине, в ответ на нашу заботу о немощных. Это и есть вселенская миссия Церкви, не знающая ни национальных, ни географических, ни временных границ. Это миссия не только первого века, когда апостол Павел писал к римлянам, — это миссия и XXI века, и до скончания истории.
Но, конечно, есть у слов апостола и иной смысл, приближенный к нашей повседневной жизни. Сильный должен заботиться о слабом, о бессильном, а не себе угождать. Это тоже очень тяжело, даже в нашей монастырской общине. Каждый из братии знает, как трудно нести немощи своего больного или слабого собрата, — требуется огромное терпение. А в семьях наших? Когда здоровая супруга живет вместе с больным мужем (нередко болезнь эта связана с алкоголизмом), она и страдает, и мучается. И нередко не хватает терпения, и разрушается такая семья, и дети становятся сиротами при жизни родителей. А почему это происходит? Терпения не хватило, а значит, и утешение не пришло. Ведь сказано, что Бог терпения и утешения да даст вам единомыслие — в ответ на это служение немощным. Вот и получается, что, желая облегчить свою участь, решают уйти от больного человека, и необязательно от пьяницы, уйти от неудачника или от неудачницы. Вроде когда в брак вступали, все было хорошо — молодые, красивые, сильные. Прошло время, и жена заболела, и внешне постарела, и характер испортился — и что тут возиться с ней? Может быть, что-то другое можно найти, один раз ведь живу на свете...
Можно продолжать до бесконечности эти примеры человеческих коллизий, столкновений, конфликтов, которые чаще всего решаются в пользу того, кто считает себя сильным. И разрываются человеческие отношения, и губятся семьи, но счастье не достигается, потому что утешение приходит через терпение. Это слова Бога, не мои слова. А кто-то, может быть, скажет сейчас: «А вот у меня нет больше сил терпеть» — какой-нибудь брат, который живет в келии с другим братом, и при этом характерами не сходятся и спорят постоянно. Один слабый, другой сильный, и надоело сильному на себе этого слабого тянуть. Или в иных жизненных обстоятельствах, о которых мы говорим, когда сильный живет бок о бок со слабым. Но поскольку это слова Божии, то у нас нет никакой альтернативы. Если мы хотим жить по закону Божиему, мы, сильные, должны немощи бессильных носить. И мы уже знаем, что будет в результате — утешение. Такое утешение, которого человек не найдет на иных, легких путях своей жизни. Он не найдет этого утешения, попросив игумена сменить ему послушание или отстранить того брата, о котором нужно заботиться. Он или она не найдут утешения, если разрушат семью и создадут сирот при живых родителях и попытаются на стороне искать себе счастья. Господь призывает нас терпением проявлять нашу силу.
А для того чтобы мы никогда не отчаивались, нужно помнить о другом, ведь все мы сильные. Мы, сильные, по слову апостола, должны немощи бессильных носить. И сила наша в том, что мы владеем Словом Божиим, но не только — сила наша в том, что с нами Бог в этой жизни. Мы в Церкви не одиноки. Мы не отдельные мечтатели, которые взяли какую-то мудрую книгу и решили по ней жить, — мы вместе с Богом идем по жизни. И благодатная сила Божественная пребывает с нами тогда, когда мы остаемся верны Господу. Наверное, именно это, в первую очередь, и имел в виду апостол, когда говорил: мы, сильные, — и рабы, и свободные, и здоровые, и больные, и сильные, и слабые — мы, сильные силой благодати Божией, которая является нам в Церкви через Святые Таинства, через молитву друг о друге. И этой силой Господь и держит нас, как Свой избранный удел, на протяжении двух тысяч лет, как хранителей истины, призывая заботиться не только о себе, но и обо всем немощном мире. И покуда будет так, Церковь будет продолжать свое апостольское служение, оставаясь столпом и утверждением истины. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси