26 января 2025 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Богослужение предварило открытие XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Всех вас, дорогие Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, сердечно приветствую в Храме Христа Спасителя в связи с началом Рождественских чтений.
Это важное событие в жизни нашей Церкви. Если посмотреть на социологический срез участников, то Чтения — практически как часть Поместного Собора. В них участвуют епископат, духовенство, наш актив из мирян, и действительно, хотя мы не называем Чтения Собором, но именно здесь изучают проблемы и выносят суждения, на основании которых выстраивается отношение Церкви к тем или иным проблемам.
Рождественские чтения начинались с образовательных программ, но потом их повестка весьма расширилась. Это, несомненно, новация, которая в каком-то смысле возмещает отсутствие ежегодных Соборов, и, может быть, это правильное возмещение. Потому что Собор является законодательным органом, его решения касаются самых важных тем, связанных с церковной повесткой дня, и должны непременно претворяться в жизнь. А образовательные Чтения, по своему составу равные Собору, не имеют соборного авторитета, и в этом смысле работа Рождественских чтений открывает больше свободы, больше возможностей. И мы знаем, насколько важны сейчас эти Чтения, как они помогают корректировать наши программы, наши установки, развивать, если хотите, некое новое мышление, посредством которого Церковь анализирует происходящее в стране и мире.
Сегодняшнее евангельское чтение (Мф. 4:12-17) содержит в себе тему покаяния, по-гречески «метанойя». Это не просто осознание греха и чистосердечное раскаяние, как нам обычно кажется, — это нечто большее. «Метанойя», если точно переводить с греческого, — это перемена, это такое раскаяние в грехах, которое предполагает перемену. Мы не только говорим «каюсь», не только констатируем факт нашей греховности, нарушения заповедей Божиих, но принимаем на себя обязательства — в меру наших сил, насколько Господь нам в этом поспешествует, — изменять нашу жизнь к лучшему.
В каком-то смысле «метанойя» есть главное измерение духовной жизни человека, потому что без изменения личности, без перемены к лучшему не может быть движения к Царствию Божиему. Если мы стоим на месте, мы деградируем; тем более, если мы откатываемся назад, мы все дальше отступаем от Бога и от Божественной благодати. Вот почему именно с покаянием древняя христианская традиция связывает перемену сознания, перемену мыслей, а вслед за этим — и перемену нашей жизни.
Дай Бог, чтобы так и происходило. Наши Рождественские чтения, еще раз хочу сказать, за невозможностью проведения Архиерейских Соборов ежегодно представляют уникальную возможность совместного осмысления проблем, стоящих перед Церковью, и выработки рекомендаций, которые используются, в том числе, в пастырской практике, влияют на богословскую мысль нашей Церкви и являются, несомненно, очень важным фактором всестороннего развития нашей церковной жизни.
Должен сказать, что ничего подобного в Поместных Православных Церквах, к сожалению, нет. Созываются некие ассамблеи, на которые приглашаются миряне и богословы, и слава Богу, что это есть. Но не припоминаю, чтобы где-то было нечто подобное такого масштаба и такого влияния на богословскую мысль, на церковную жизнь, которое оказывают Рождественские чтения. И благодарим Господа за то, что установилась замечательная традиция проведения этих, я бы сказал, соборных Чтений, то есть соборного осмысления всего, что происходит с нами, с нашим народом, с нашим обществом. И мысли, которые возникают в результате этих дискуссий, несомненно, оказывают благоприятное воздействие и на течение нашей церковной жизни, и на укрепление благочестия и веры в нашем народе.
Именно поэтому я считаю очень важным то, что происходит в контексте работы Рождественских чтений. И дай Бог, чтобы энтузиазм, с которым вы все участвуете в этих Чтениях, мысли, которые возникают у вас и которые вы предлагаете в ходе дискуссий, принимаемые документы и далее вносили важный вклад во всестороннее развитие нашей церковной жизни. Поэтому мое слово, обращенное к вам, — это в первую очередь слово благодарности за ваши инициативы, за вашу активность, за вашу готовность приезжать в Первопрестольный град, чтобы соборно обсуждать проблемы, которые сегодня волнуют нашу Церковь и, в каком-то смысле, весь наш народ.
Пусть благословение Божие в ответ на наши скромные усилия укрепляет веру и благочестие в нашем народе, дает людям возможность еще и еще раз осознать, чтó есть добро, а чтó — зло, не поддаваться на соблазны, на некие интеллектуальные провокации, которые имеют своей целью оторвать человека от Бога, от веры, от Церкви. И очень важно, чтобы именно в недрах Рождественских чтений рождались смыслы, которые укрепляли бы епископат, духовенство и весь верующий народ, обогащая нас и подготавливая к тем диалогам, дискуссиям, которые происходят между Церковью и окружающим нас обществом.
Еще и еще раз сердечно благодарю всех вас за ваши труды, за вашу готовность участвовать в Рождественских чтениях, за привнесение вами того вклада, который каждый из вас совершает, трудясь на этом поприще. Да хранит Господь Церковь нашу, народ наш и всех, кто верой и правдой служит Церкви и Отечеству, кто твердо и последовательно идет по пути, который Господь нам указал, — по пути к Царствию Божиему, — сопротивляясь соблазнам и греховному влиянию темных сил, отражая всяческое диавольское действие на наш ум, нашу волю и нашу жизнь. Да помогает Господь Церкви нашей, всему нашему благочестивому народу хранить веру православную, следуя богоугодным путем служения народу нашему и государству Российскому. Всех вас, мои дорогие, еще и еще раз приветствую и поздравляю с замечательным событием — открытием Рождественских чтений. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси