Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Международная конференция «Новые Иерусалимы» проходит в Москве

Международная конференция 'Новые Иерусалимы' проходит в Москве
Версия для печати
29 июня 2006 г. 13:30

Представительный международный научный форум «Новые Иерусалимы. Перенесение сакральных пространств в христианской культуре» проходит в эти дни в Москве. Конференция открылась 27 июня в Истре, где зарубежные и российские участники смогли ознакомиться с уникальным историко-художественным комплексом Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Симпозиум приурочен к празднованию 350-летия этого памятника и организован Научным центром восточно-христианской культуры совместно с Историко-архитектурным и художественным музеем «Новый Иерусалим» и Государственной Третьяковской галереей (ГТГ). С 28 по 30 июня участники проводят заседания в конференц-зале Инженерного корпуса ГТГ.

Как сообщает пресс-служба ГТГ, всего будет прочитано 36 научных докладов. Помимо российских специалистов, в симпозиуме принимают участие ведущие исследователи – историки, искусствоведы, филологи, литургисты – из США, Израиля, Германии, Италии, Англии, Греции, Сербии, Болгарии, Румынии, Армении и других стран. По исключительности замысла проект «Нового Иерусалима» под Москвой не знает себе равных в мировой культуре. Однако он является продолжением и отражением многовековой традиции создания «Новых Иерусалимов», которая с раннехристианских времен существовала и на Востоке, и на Западе. Главная задача симпозиума – всесторонне проанализировать эту традицию, фокусируя внимание на теме перенесения сакральных пространств. Как отмечается в пресс-релизе симпозиума, с точки зрения методологии форум развивает принципы иеротопии, согласно которой создание сакральных пространств должно быть рассмотрено как особая сфера творчества и самостоятельный раздел истории культуры.

Первое заседание в ГТГ 28 июня прошло под председательством профессора из Болгарии Элки Бакаловой – одного из самых известных в мире исследователей византийского искусства. Первым выступил молодой ученый из Румынии Петре Гуран с докладом «Византийский «Новый Иерусалим»: сакральное пространство и политическое богословие». Главная идея доклада – необходимость рассматривать концепцию Нового Иерусалима в политическом и идеологическом контексте каждой эпохи. Автор рассмотрел ее на примере Константинополя как воплощения «имперского Нового Иерусалима».

Большой интерес и множество вопросов вызвал доклад Алексея  Пентковского «Иерусалимская литургическая традиция и «иерусалимизация» сакральных пространств». Ученый охарактеризовал иерусалимскую литургическую традицию как локальную ветвь в рамках антиохийского литургического пространства, однако имеющую существенную особенность: богослужение совершалось на исторических местах, связанных с земной жизнью Спасителя. Исследователь делает вывод о том, что перенесение в Византию элементов иерусалимской литургической традиции в виде текстов или особой манеры их исполнения «не привело к образованию нового сакрального пространства или к иерусалимизации уже существующего». Однако проявления так называемой «частной иерусалимизации» (например, перенесение реликвий или создание реплик Анастасиса – храма-ротонды на месте Воскресения Христа) в большей степени влияли как на возникновение сакрального пространства, так и на иерусалимизацию типикона. Свидетельства об этом можно найти в тексте VIII в., приписываемом Патриарху Герману, - этот памятник является своеобразным первым подробным «руководством по иеротопии»: он призывает молящихся в храме восстанавливать образы сакрального иерусалимского пространства, идентифицируя алтарь с пещерой Рождества, престол – с гробом Господним, амвон – с отваленным от гроба камнем и т.д.

Сравнительный анализ резных изображений в иерусалимских погребениях представила Эмма Мааян-Фанар в докладе «Кладбище как Новый Иерусалим: иудейская и христианская концепции двух уникальных некрополей Святой Земли». На примере иудейского погребения в Бет-Шарим и раннехристианского в Шафарам автор рассматривает связь раннехристианских и традиционных иудейских мотивов. Выдвигая гипотезу о принадлежности второго погребального комплекса евреям-христианам, автор предлагает расценить эсхатологическое послание в камне как «христианский визуальный ответ иудаизму».

Разнообразная тематика докладов, представленных на симпозиуме, позволяет понять, насколько широко образ Нового Иерусалима был представлен в культуре разных народов в различные эпохи. Ряд докладов посвящен древнерусской культуре: Л.А. Беляев «Иерусалим видимый и невидимый: типология отражений Святой Земли в древнерусской культуре», А.Л. Баталов «Иерусалимский образец в древнерусской архитектуре: от символической образности к изображению сакрального пространства», Вл. В. Седов «Надвратный храм: иерусалимские и богородичные аспекты символического замысла», К.А. Щедрина «Саввино-Сторожевский Иерусалим», О.В. Чумичева «Соловецкий монастырь как старообрядческая альтернатива Новому Иерусалиму патриарха Никона». Доклады общего плана подготовили директор Научного Центра восточнохристианской культуры Алексей Лидов - «Новые Иерусалимы. Создание образов Святой Земли как основа христианской культуры» и «Святой Огонь и перенесение Новых Иерусалимов: иеротопические и искусствоведческие аспекты», а также ученые из Германии - Аннет Хофман и Герхард Вольф - «Иерусалим как повествование и иконическое пространство». Прозвучат сообщения о роли католических монашеских орденов в воспроизведении Нового Иерусалима: Микеле Пичирилло «Роль францисканцев в перенесении сакральных пространств из Святой Земли в Европу» и Л.М. Евсеева «Бенедиктинская традиция в воспроизведении сакрального пространства Иерусалима». Свои Новые Иерусалимы были и на Балканах (об этом расскажет Елена Ерделян) и даже в США (Джеральд Карр. «Американские «Новые Иерусалимы» ок. 1780-1880 гг.») Материалы симпозиума будут опубликованы.

Симпозиум «Новые Иерусалимы» является частью большой научной программы по изучению содержательных основ восточнохристианской культуры, которая осуществляется Научным Центром восточнохристианской культуры, начиная с 1991 года. В рамках этой программы были проведены международные симпозиумы и изданы тематические сборники «Иерусалим в русской культуре» (1991), «Восточнохристианский храм: литургия и искусство» (1993), «Чудотворная икона в Византии и Древней Руси» (1994), «Иконостас: происхождение – развитие – символика» (1996), «Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира» (2000), а также «Иеротопия. Исследование сакральных пространств» (2004).

«Благовест-инфо» /Патриархия.ru

Другие новости

1 августа стартует XX Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира: времен связующая нить»

В Национальном музее Республики Татарстан открылась выставка «Литургия с Патриархом»

Состоялось совместное совещание службы древлехранителя Московской городской епархии и Департамента культурного наследия Москвы

В Санкт-Петербурге будет построен духовно-просветительский центр памяти героев полярных конвоев

Началась работа над проектом «Русское присутствие в Святой Земле»

При участии Издательского Совета в парке искусств «Музеон» в Москве пройдет молодежный фестиваль книжной культуры «Пространство Слова»

Святейший Патриарх Кирилл посетил Музей современной иконы в Валаамском монастыре

Во Владикавказе проходит книжная выставка-форум «Радость Слова»

В Коневском монастыре открылся III Христианский молодежный форум ХМКК

Состоялась рабочая встреча председателя Издательского Совета с председателем правления Союза писателей России и вице-президентом Российского книжного союза