Ярославль когда-то называли «столицей Верхней Волги» и даже «волжской Флоренцией». Известна и старая пословица: «Ярославль богомольем взял…» О предстоящем праздновании тысячелетия города, уроках истории и сегодняшней жизни епархии архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл рассказал в интервью, опубликованном в «Журнале Московской Патриархии» (№ 8, 2010).
— Ваше Высокопреосвященство, в чем Вы видите смысл предстоящих торжеств? Какое они имеют значение с духовно-нравственной точки зрения?
— Любой юбилей всегда возвращает нас в дни минувшие. И перелистать страницы истории всегда полезно. Я поражаюсь, когда смотрю на фотографии крестных ходов века позапрошлого или начала минувшего. Такое впечатление, что весь город выходил, например, почтить Божию Матерь. Крестные ходы совершались во всякий день престольного праздника, и прихожане вменяли себе в обязанность в дни торжеств идти на соседний или далекий приход, чтобы единым сердцем славить Бога… После антибольшевистского восстания 1918 года, которое в пепле и огне пережил Ярославль, большевиками было ликвидировано все купеческое население, вырезана вся интеллигенция. Не осталось почти никого. Но на заводах надо было работать, и в город приехали новые люди, для которых все здесь было чуждо. Они стали новыми хозяевами полуразрушенного артиллерийскими обстрелами, но все еще богатого, зажиточного города. Но они не сумели воспринять его традиции, его благочестие, его историю, не полюбили его храмы и красоту. Все это не имело для них, воинствующих атеистов, ценности. И потому многие важнейшие духовные традиции были утрачены, казалось, навсегда. Их возращение и неукоснительное следование им и должно стать для православных людей главным в этом значительном торжестве. Свой город надо полюбить, проникнуться им, гордиться.
Сегодня у многих людей нет видения перспективы своей жизни. Разве наши предки жили легче нас, разве у них не было искушений, печали, горя, разве они не страдали? Но они были наполнены духом веры и любви к Богу. Поэтому и возводили прекрасные храмы, которыми мы любуемся и по прошествии трех столетий. А чем будем гордиться мы? Торговыми комплексами?..
Обрести веру, жизненную платформу, вернуться к истокам, наполнить свою жизнь смыслом и радостью — в этом я вижу смысл этого юбилея. И не могу не радоваться, когда вижу, как сияют купола некогда утраченного, а ныне восстанавливаемого собора Успения Пресвятой Богородицы на Стрелке.
Впервые за тысячелетнюю историю Ярославля Успенский собор возводится как кафедральный, главный храм епархии. Когда начиналось строительство, поддержки и понимания было не много… А сейчас, когда собор виден со всех точек города, благолепная красота его поражает всех. Он красив, даже по оценке ЮНЕСКО. И поднимая голову, каждый ярославец, паломник, турист, гость видит православный крест — символ нашего спасения.
— Богатая событиями история Ярославского края неразрывно связана с историей России и Русской Церкви. Что Вы считаете особо значимым?
— Наша история — наше национальное достояние, и в ней мы можем найти немало поучительных и назидательных моментов. Ярославский край называют «землей русской святости», она до сих пор дышит и живет доблестным и великим прошлым. Жизненный подвиг наших святых проявляется как ярчайший образец служения Отечеству и дает многочисленные уроки народу, обществу. Обратимся к именам, связанным с Ярославской землей и ныне известным каждому нашему соотечественнику. Благоверный князь Александр Невский, правитель, для которого понятие личной славы и выгоды никогда не выступало на первый план, а главным была польза родной земли. Святой праведный воин Феодор Ушаков, военачальник, с честью защищавший наше Отечество и не потерпевший ни одного поражения. Преподобный Сергий Радонежский — печальник и молитвенник земли Русской; преподобный Серафим Вырицкий — старец-утешитель; преподобный Иринарх Затворник, благословивший в начале XVII века народное ополчение на битву за Москву. Ярославская земля освящена кровью новомучеников и исповедников, которые по примеру Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского) явили стойкость в вере перед лицом богоборческой власти. Все они — живые примеры любви к Богу, к ближнему, к своей Родине. Можем ли мы сегодня это воспринять?
В этом году Ярославской епархии исполняется 1019 лет. Она самая древняя на территории современного Российского государства. Ее многовековая история неотделима от истории народа. Все, что происходило в нашей Церкви на протяжении последнего тысячелетия, нашло свое отражение и в истории Ярославской епархии. Можно привести имена многих подвижников веры и благочестия, чьи деяния сохранены и в истории Церкви, государства, народной памяти: святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова), Филарета (Дроздова), Филарета (Амфитеатрова), Иова, Патриарха Московского и всея Руси, Луки (Войно-Ясенецкого), Патриарха Тихона; преподобных Ярославского края: Никиты Столпника, Авраамия Ростовского, Даниила Переславского, Адриана Пошехонского и других. Их жизнь и служение были связаны с Ярославским краем.
Богатое духовное прошлое Ярославской епархии прямо проецируется в сегодняшний день. К примеру, труды святителя Леонтия Ростовского по преодолению невежества, искоренению язычества, просвещению молодежи могут быть примером для современного духовенства. О недочетах духовного воспитания писал еще святитель Димитрий Ростовский, и его озабоченность близка и понятна каждому священнику. Священномученик Арсений (Мацеевич) в свое время выступал противником секуляризации церковной собственности, за что претерпел гонения и смерть. Твердым стоянием за веру снискал он венец святости. Его подвиг учит правильному и благоговейному отношению к святыне.
Когда в XVII веке в Ярославле собиралось и формировалось народное ополчение, полное обеспечение его легло на плечи местного населения, в частности ярославских купцов. Они в полной мере ощутили «социальную ответственность бизнеса» за современное им общество, как мы сказали бы сегодня. Каждый считал своим долгом отдать десятину ради спасения своего Отечества от иноплеменников. Это еще один важнейший урок прошлого.
Святая Русь — это не только храмы и монастыри, но прежде всего жизнь со Христом каждого человека, верного чада Матери-Церкви. И эта жизнь должна быть нормальной, радостной, наполненной духовным смыслом. Именно эту идею одухотворения человеческой жизни много столетий назад принес на северо-восток Руси, в город Ростов, монах Киево-Печерского монастыря, будущий святитель Леонтий. Он твердо знал, ради чего он пришел на Ярославскую землю: ради любви к Богу и человеку. Он как бы предрек путь, которым и по сей день живет Ростов и весь наш край. Мы являемся наследниками евангельского благовестия, проповедником которого был святитель Леонтий в этой земле. И другие святые истекшего тысячелетия тоже в определенном смысле повторяли путь святителя Леонтия, епископа Ростовского. Мы тоже должны понимать, что требуется переступить через самого себя, пробить стену непонимания и неприятия, потому что христианство — это всегда противоречие комфортному человеческому быту, гордому человеческому состоянию.
Словом, на каждый вопрос, который ставит нам современность, мы можем найти ответ в богатом духовном опыте Ярославской и Ростовской епархии. Ярославская епархия — не отдельно существующая единица Церкви. Здесь во многом те же проблемы, что и в других регионах страны. Но если мы приложим силы, чтобы данный Богом закон — закон любви — главенствовал, жизнь наша во многом переменится. И этому главному уроку надо ежедневно научаться у наших святых.
— В прежние века ярославцев отличало особое благочестие. А что можно сказать о дне сегодняшнем?
— В Ярославле я встретил многих людей, горящих идеей, преданных своему делу. Конечно, действуют в епархии воскресные школы, работают миссионерские и паломнические центры, издаются журналы, есть теле- и радиопрограммы, устраиваются и фестивали, и концерты, ведется социальная и просветительская работа. Но пока я не чувствую духа Ярославля прежнего.
Ярославская епархия — это более 300 приходов, 300 мест молитвы. Однако, если сравнивать эпохи, все не так радостно, как столетия назад. У нас есть приходы, где на храм — не более десятка домов. Есть деревни, где живут только дачники. Село вымирает... У нас сегодня нет никаких проблем в том, чтобы взять храм — кроме музейных — в Ярославле, в Переславле. Проблема в том, кто будет в нем служить. Нужен священник, который будет не только проводить службы, но и станет путеводителем для людей. Общество требует от священника именно этого. Катехизация, миссионерство, просвещение — вот основные направления работы пастыря сегодня, помимо богослужения. Священник должен общаться с молодежью, взращивать будущую паству, воспитывать ее. У нас в области каждый год совершается молодежный крестный ход. Пока еще на священника в кроссовках, возглавляющего шествие молодежи, некоторые смотрят с удивлением. Зачем ему это — рюкзаки, лодки, гитары? А это он обучает молодых ребят полноценной человеческой жизни, освященной присутствием Божиим и согретой любовью к ближнему.
Сегодня человеку не хватает любви. Над ним постоянно проводят какие-то эксперименты, он брошен, никому не нужен. Везде: на работе, в семье, в школе… Приходя в церковь, он должен ощущать, что двери храма открыты именно для него.
— Как Вы оцениваете взаимодействие епархии с музейным сообществом?
— Не могу сказать, что у нас очень хорошие отношения с музеями, к моему сожалению. Надо работать, находить точки соприкосновения, общаться. Это процесс долгий и непростой. Во-первых, надо найти понимание у музейных сотрудников. Они должны понять, что человек в рясе — это не какой-то страшный зверь. Он сразу в одночасье все не отберет и не испортит, начав ходить крестным ходом. Святыни, которые хранятся в наших музеях, дороги сердцу батюшки, в них он видит отблески Царства Небесного, того горнего мира, к которому стремится его душа.
Разговоры о возвращении Толгской иконы Божией Матери длились на протяжении 15-ти лет. Но если бы не было воли Божией и властей, то это так бы и осталось только разговорами. Монастырь выполнил все требования музея. И теперь, по прошествии семи лет, разве кто-то может сказать, что икона находится в худших условиях? Никому сегодня это даже в голову не приходит. И любой человек в любой день с раннего утра до позднего вечера может прийти помолиться у Толгского образа Божией Матери.
Ровно год назад в Никольский женский монастырь Переславля-Залесского вернулась святыня обители — Корсунский крест с многочисленными частицами святых мощей. Действовала та же схема: обитель выполнила все предписания музея.
Я не имею ничего против музеев, но только музей должен быть при храме, а не наоборот, как это часто бывает. Церковь должна подумать о своих кадрах, которые будут хранить это национальное достояние, и позаботиться о воцерковлении музейных работников. Мы должны понимать, что у нас одна страна, одна общая история, и эти реликвии не принадлежат директору музея или архиепископу — это народное достояние, и сберечь, сохранить их — это долг каждого. Священные реликвии не должны пылиться на полках, сокрытые за тридцатью замками, а должны приносить пользу, жить той жизнью, для которой они и были предназначены. Но замечу, что каждая отдельная ситуация — это отдельный разговор, отдельный путь решения вопросов. Мы все с уважением относимся к музейным сотрудникам. Ведь благодаря им мы и можем сегодня вести разговор о возвращении Церкви ее ценностей.
Затрагивая вопрос о перспективах, могу сказать, что мы и дальше будем работать вместе с музеями. Главное, чтобы это было на пользу нашему народу и Отечеству.
— Какие праздничные мероприятия планируется провести в епархии в связи с тысячелетием Ярославля?
— Для епархии главный день торжеств — это 12 сентября, день памяти святого благоверного князя Александра Невского, уроженца нашего края. А центральным событием станет освящение Успенского кафедрального собора, которое, мы уповаем на милость Божию и нашего Предстоятеля, совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ровно пять лет назад, осенью 2005 года, он приезжал в Ярославль, чтобы совершить молебен на месте возведения Успенского собора. Ныне Святейший Патриарх сможет оценить результат трудов ктиторов, строителей и всех православных ярославцев, которые молились ежедневно о строительстве главного храма епархии. И мы считаем, что Успенский собор — это главный памятник к тысячелетию города Ярославля. Для каждого из нас он символ того, что связь времен нельзя разорвать. А храм — связующая нить времени. Наш Успенский кафедральный собор — сердце нашего богоспасаемого города.
В течение всего дня 12 сентября у стен собора будет проходить насыщенная концертная программа, в которой примет участие и ансамбль духовенства Ярославской епархии. Многими он очень любим.
В этот день всем жителям города будет подарен колокол в тысячу пудов для будущей колокольни собора — по пуду на каждый год жизни прекрасного града на Волге. В этот день также начнет свою работу выставка современного церковного искусства, которая развернется в галереях собора.
Конечно, нельзя жить для юбилея. Что-то нам удалось сделать, что-то отложено. Например, «объект тысячелетия», как его называла мэрия города Ярославля, — Свято-Тихоновский храм — не будет закончен. Его строительство ведется не благодаря поддержке и пониманию со стороны властей, а вопреки всему. И храм строят все прихожане, устраивая субботники, которые теперь проходят в любой день недели. Но после юбилея жизнь в епархии не замрет. Тем более, что нам предстоит готовиться к другому юбилею: через два года Ростов Великий будет отмечать свое 1150-летие. И хотелось бы, чтобы в этом городе было хорошо его жителям и тем, кто приезжает в паломничество к его святыням. Хочется, чтобы он вернул свое величие, и мы не наблюдали, как ныне, только пыль веков. Делания еще очень много…
Возвращаясь к началу разговора, я хотел бы отметить, что такие празднования, как наше, привлекают внимание к русской провинции, которая требует к себе особого отношения. Сейчас наши соотечественники все чаще отправляются за границу, познавать неведомые страны, совершенно не уделяя внимание своей культуре и истории, предавая забвению свои святыни. Отмечая юбилей края или города, мы обретаем спасительные и утешительные ориентиры в истории собственного народа, и в этом — воскресительное начало для нас всех.