Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, направил ответное послание членам инициативной группы, выступившим с открытым письмом относительно планов строительства мечети в московском районе «Текстильщики».
Членам инициативной группы района «Текстильщики»
Уважаемые господа!
В ответ на ваше открытое письмо относительно планов строительства мечети в московском районе «Текстильщики» хотел бы сообщить следующее.
Нельзя отрицать право верующих одной из традиционных для России религий нестесненно молиться в своих культовых зданиях. Впрочем, известно, что подчас проекты строительства неправославных культовых сооружений в городах с православным большинством вызывают конфликтные ситуации. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая в 2009 году на вопросы жителей Архангельска, отметил: «Поддерживая идею наличия необходимых храмов и помещений для религиозной жизни людей, не относящихся к Православию, я одновременно призываю всех быть деликатными по отношению к той культурной традиции, которую разделяет большинство граждан России. И тогда появление таких храмов будет свидетельствовать о том, что мы живем в свободном государстве, где каждый человек имеет право исповедовать свою веру, но где исповедание веры никогда не будет элементом, который провоцировал бы межконфессиональную, межрелигиозную и тем более межнациональную рознь».
Богатая практика строительства православных храмов в странах с доминированием инославных исповеданий, а также ислама и буддизма показывает, что конфликтных ситуаций можно легко избежать, если согласовать место строительства, размер храма и его архитектурные особенности со всеми заинтересованными сторонами, включая местных жителей. Так же, убежден, надо поступать и в Москве – в первую очередь через информирование жителей и организацию общественных слушаний.
Известно, что мечети в русских городах строились и до революции. Их возведение не вызывало конфликтов, так как сопровождалось разумной подготовительной и разъяснительной работой. На одну из мечетей — тверскую соборную — даже пожертвовал свои личные средства Император Николай II. Тогда традиционные мусульмане считались надежными союзниками православных христиан и одной из опор Российского государства. Таковыми они остаются и сейчас. В то же время, к сожалению, в современной России мечети нередко строятся или захватываются лицами, находящимися под влиянием зарубежных экстремистских центров. Об этой серьезной проблеме открыто говорят сами лидеры традиционных мусульман. Полагаю, что православные люди должны иметь гарантии того, что подобные случаи не повторятся, и это также может быть предметом диалога с местными властями и мусульманскими общинами.
Москва сейчас находится на последнем месте в России по обеспеченности православных людей храмами. Проблема нехватки мест для молитвы остро стоит перед всеми традиционными религиозными организациями столицы, однако городские власти сотрудничают с ними в деле ее преодоления. Очевидно, что к эскалации конфликта в Текстильщиках привела не совсем понятная позиция некоторых чиновников, которые сначала отказали в выделении участка под православный храм, а потом дали землеотвод под мечеть в том же месте.
В заключение хотел бы подчеркнуть, что протесты местного населения в вышеописанных случаях обычно конкретно аргументированы, поэтому объяснять их ксенофобией и религиозной нетерпимостью ошибочно и вредно для межрелигиозного согласия. Уверен, что при возникновении недопонимания необходимо искать согласия, внося соответствующие изменения в планы и проекты.
С уважением
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества
протоиерей Всеволод Чаплин