Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» выпустил в свет новый, 24-й, алфавитный том «Православной Энциклопедии».
24-й том продолжает публикации материалов на букву «И». Его открывает статья «Иоанн Воин», посвященная мученику IV столетия, который весьма почитался в Древней Руси. Практически весь том занимают статьи, повествующие о святых, иерархах, подвижниках монашеской жизни и прочих религиозных деятелях, которые носили имя «Иоанн». Завершает новый том обширнейшая публикация, темой которой стало «Иоанна Богослова Откровение» — последняя книга Нового Завета, также известная под названием «Апокалипсис». Она знакомит с богословской проблематикой и текстологией заключительной книги христианской Библии, а также рассказывает о месте, которое «Апокалипсис» занимает в религиозном искусстве.
В числе наиболее выдающихся православных святых, о которых рассказывает новый том энциклопедии, — св. Иоанн Предтеча, последний ветхозаветный пророк, Креститель Иисуса Христа, возвестивший о Нем всему миру как о Мессии. Посвященный св. Иоанну Предтече масштабный материал состоит из нескольких разделов, отражающих различные аспекты жизни пророка, влияния его проповеди на развитие первой христианской общины. Значительное место уделено иконографии святого. Отдельно рассматривается судьба мощей св. Иоанна Крестителя.
Другой великий святой по имени Иоанн, статья о котором также занимает значительное место в новом томе, — св. Иоанн Златоуст (+407), архиепископ Константинопольский, один из величайших отцов Церкви. Из посвященного ему материала можно узнать как о драматическом жизненном пути святителя, так и о его литературных трудах и литургическом творчеастве, а также составить себе представление о роли, которую сыграл в развитии христианской культурной традиции этот великий святой.
24-й том «Православной Энциклопедии» рассказывает и о крупнейшем богослове VIII в., знаменитом подвижнике монашеской жизни, писателе и гимнографе прп. Иоанне Дамаскине. Крупная статья, посвященная этому борцу с иконоборческой ересью, отражает богословские взгляды преподобного, анализирует его творения, знакомит с иконографией святого.
Еще один великий святой, о котором в новом томе повествует крупная статья, — прп. Иоанн Лествичник, знаменитый подвижник монашеской жизни VI-VII вв., игумен Синайского монастыря, автор классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения», чрезвычайно популярного как в Византии и средневековой Руси, так и среди современных православных верующих.
Помимо упомянутых древних святых в новом томе не менее значимое место занимает и такой великий подвижник нового времени, как протоиерей Иоанн Сергиев — св. Иоанн Кронштадтский (1829-1909 гг.), который является сегодня одним из самых почитаемых русских святых. Посвященная ему статья не только содержит множество фактов, уточняющих жизненный подвиг Кронштадтского пастыря, но и изобилует редкими фотоматериалами, которые дают редкую возможность совершенно по-особому ощутить, сколь близко во времени отстоит от нас уникальное по своему характеру служение этого пастыря-праведника.
Еще один святой, подвизавшийся в сравнительно недавнее время, — св. Иоанн Русский (+1730 г.). Это один из самых почитаемых в Элладской Православной Церкви святых, который, между тем, является нашим соотечественником: солдат-украинец, служивший в русской армии, он попал в плен к туркам, где и прославился своей праведной жизнью.
Агиографическую тему продолжает статья, рассказывающая о прп. Иоанне Рильском (Х в.). И сегодня он остается одним из самых почитаемых святых Болгарской Церкви. В то же время этого основателя знаменитого Рильского монастыря хорошо знают и русские православные верующие.
24-й том содержит статью, посвященную еще одному святому, которого с некоторым основанием мы также можем считать своим земляком — прп. Иоанну Кассиану Римлянину. Этот выдающийся подвижник монашеской жизни, богослов и духовный писатель конца IV — V вв., был уроженцем Скифии, т.е. происходил из Северного Причерноморья. Ученик св. Иоанна Златоуста, он впоследствии стал одним из основателей западного монашества.
Из статей нового «Православной Энциклопедии» читатель может узнать и о житиях множества иных святых, также носивших имя Иоанн. Среди преподобных, оставивших заметный след в истории православного монашества, особого упоминания заслуживают: прп. Иоанн Ликопольский — египетский подвижник IV в.; прп. Иоанн Кущник, подвижник монашеской жизни V в.; прп. Иоанн Молчальник — византийский подвижник 2-й пол. V — VI вв.; прп. Иоанн Карпафийский — византийский подвижник, о жизни которого почти ничего неизвестно, но который является автором 2 сотниц глав, одна из которых включена в «Добротолюбие»; прп. Иоанн Отшельник, палестинский подвижник VI в.; прп. Иоанн Постник, знаменитый византийский подвижник XI-XII вв.
Прп. Иоанн Зедазнийский (VI в.) — основоположник монашества в Восточной Грузии, учитель и предводитель знаменитых 12 сирийских отцов, основатель монастыря Зедазени. Прп. Иоанн Жнец, калабрийский преподобный XI в., одинаково почитается как православными, так и католиками. То же самое можно сказать и о прп. Иоанне Чешском, жившем в IX в.
В 24-м томе размещены статьи о ряде русских преподобных, таких, как Иоанн и Захария Киево-Печерские (кон. XI — нач. XII вв.), Иоанн и Макарий Соловецкие (XV в., ученики прп. Зосимы, основателя Соловецкого монастыря), Иоанн и Лонгин Яренгские (середина XVI в.).
Отдельная статья посвящена свв. Иоанну и Павлу, римским мученикам IV в., пострадавшим за Христа при императоре Юлиане Отступнике, а также знаменитому римскому храму, возведенному в их честь.
Том содержит и статью о блаженном Иоанне Мосхе, известном духовном писателе VI-VII вв., авторе знаменитого труда «Луг духовный», в котором он ярко описал свое путешествие по древним монастырям Египта и Палестины и аскетические подвиги их насельников.
Среди святых по имени Иоанн следует также отметить великомученика Иоанна Нового, Сочавского, особо почитаемого Румынской и Русской Православными Церквями святого XIV в.
Многочисленны в новом томе статьи, посвященные известным церковным деятелям Византии, которые, не будучи причтенными к лику святых, оставили тем не менее значительный след в истории православной культуры. В частности, заслуживают упоминания статьи о таких личностях, как Иоанн Евгеник, византийский духовный писатель и церковный деятель 1-й половины XV в., младший брат знаменитого св. Марка Эфесского, главного борца с Флорентийской унией; Иоанн Зонара, знаменитый византийский канонист, историк и церковный писатель XII в.; Иоанн Итал, крупный византийский философ XI в., ученик Михаила Пселла; Иоанн Кесарийский, богослов и полемист VI в.; Иоанн Мавропод, митрополит Евхаитский, духовный писатель XI в.; Иоанн Малала, хронист VI в.; и Иоанн Скифопольский, богослов VII в., апологет Халкидонского Собора.
Отдельно следует отметить такую выдающуюся фигуру поздневизантийской истории и культуры, как Иоанн VI Кантакузин, император ромеев, выдающийся политический и государственный деятель, крупный богослов и духовный писатель XIV в.
Отдельные статьи в 24-м томе посвящены и крупнейшим представителям византийской музыкальной культуры XIII-XIV вв. Это, в частности: Иоанн Кукузель, Иоанн Глика и Иоанн Дука, а также видные деятели византийской музыкальной культуры 2-й половины XIV — начала XV вв. Иоанн Клада и Иоанн Ласкарь.
Среди крупных христианских мыслителей, уклонившихся от православного пути в своих богословских воззрениях, следует отметить таких деятелей, как Иоанн Филопон, александрийский богослов и философ VI в., приверженец монофизитской ереси, приверженец учения тритеизма, и другой видный монофизит VI в. Иоанн Эфесский. О деятельности и учении обоих этих представителей монофизитства читатель может узнать из крупных публикаций в новом 24 томе энциклопедии.
Жизненный путь и труды видных деятелей других Поместных Православных Церквей также нашли свое отражение на страницах нового тома. В частности, следует отметить материалы, посвященные Иоанну Петрици — знаменитому грузинскому писателю, философу и поэту XI-XII вв., представителю Гелатской литературно-богословской школы, и Иоанну, экзарху Болгарскому, выдающемуся духовному писателю эпохи царя Симеона (IX-Х вв.).
Из числа крупных исторических деятелей Древней Руси в материалах нового тома «Православной Энциклопедии» фигурируют великий князь Иоанн Иоаннович Молодой (+1490 г.), сын Иоанна III, а также великий князь Иоанн Иоаннович (+1581 г.), сын царя Иоанна IV Грозного, известный также своим вкладом в русскую церковную гимнографию, о чем также можно узнать из посвященной ему статьи.
В числе современных церковных деятелей, удостоившихся статьи в 24-м томе энциклопедии, — митрополит Пергамский (Константинопольская Православная Церковь) Иоанн (Зизиулас), видный греческий богослов.
Помимо статей об упомянутых православных деятелях в новый том «Православной Энциклопедии» вошло множество материалов о крупных представителях католицизма и протестантизма. Прежде всего, следует отметить публикации о Римских Папах Иоанне Павле I и Иоанне Павле II. И если первый из них мало что успел сделать за несколько недель своего пребывания на папском престоле, то другой, чей понтификат стал одним из самых длительных в истории Католической Церкви, успел внести гигантский вклад в ее развитие. Все это отражает обширнейший материал, освещающий различные аспекты жизни и деятельности Папы Войтылы.
В новом томе присутствуют материалы, посвященные крупнейшим представителям средневековой философской и богословской мысли Запада. Это, прежде всего, Иоанн Дунс Скот (+1308 г.), знаменитый францисканский монах, блаженный Католической Церкви, и Иоанн Солберийский, выдающийся мыслитель и церковный деятель XII в., епископ г. Шартра. Также заслуживают упоминания статьи об Иоанне Пекаме — английском францисканце XIII в., архиепископе Кентерберийском, Иоанне Парижском, монахе-доминиканце, крупном богослове XIII в. и Иоанне из Сеговии, испанском богослове XV в., деятеле Соборного движения.
В 24-м томе энциклопедии также упомянуты Иоанн из Виченцы, знаменитый доминиканский проповедник XIII в.; Иоанн из Горце (Х в.), бенедиктинский монах, аббат монастыря Горце, деятель лотарингской монашеской реформы; Иоанн из Монтекорвино, известный францисканский миссионер, 1-й католический архиепископ Пекина (+1328).
Здесь же можно встретить и статьи о ряде деятелей, почитаемых Католической Церковью в лике святых и блаженных: Иоанне де Монфоре, рыцаре-крестоносце XII-XIII вв.; Иоанне Капистранском, монахе-проповеднике из Францисканского ордена, сыгравшем большую роль в политической жизни Восточной Европы и Балкан в XIV-XV вв.; Иоанне Непомуцком — весьма почитаемом в странах Европы святом Католической Церкви чешского происхождения, казненном в XIV в. богемским королем Вацлавом IV; Иоанне Пармском, блаженном Католической Церкви, генерале Ордена францисканцев (XIII в.).
В томе также размещены статьи о видных представителях французской духовно-музыкальной культуры XIII-XIV вв. — Иоанне де Гарландиа, Иоанне де Грокейо, Иоанне де Мурисе.
Протестантскую тематику отражает статья об Иоанне Лейденском, известном деятеле Реформации XVI в. в Нидерландах, анабаптисте.
Наконец, следует отметить и статью о личности, которая в реальности никогда не существовала: Иоанн Пресвитер, легендарный царь-священник, вымышленный правитель могущественного христианского государства на Востоке, миф о котором оформился в эпоху Крестовых походов, стал героем многочисленных литературных произведений в средневековую эпоху.
24-й том «Православной Энциклопедии» по своему содержанию получился почти исключительно биографическим. Однако в том вошли также несколько статей, посвященных православным монастырям — русским и греческим — во имя св. Иоанна Богослова. Крупнейшими из них являются обитель на острове Патмос, где св. апостол Иоанн после пережитого видения написал свое знаменитое «Откровение», а также монастырь в с. Пощупово Рязанской области.
Седмица.ru/Патриархия.ru