Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Версия для печати
30 июля 2006 г. 19:45

Спасо-Преображенский мужской монастырь Мурома — одна из древнейших обителей Православной Руси. (Хронологически старше его только Киево-Печерская лавра).

С монастырем непосредственно связаны имена таких общерусских святых, как прп. Илья Муромец, св. князья Петр и Феврония.

В советский период обитель была закрыта, в ее стенах находилась воинская часть (в одном храме — спортзал, в другом — склад, на территории — военный плац и три казармы).

В 1995 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной. 

Молодому монаху, а ныне игумену монастыря Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению  Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.

Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря. 

Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК«РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».

Личные пожертвования сделали многие предприниматели Москвы и Санкт-Петербурга. Самые разные люди внесли свой вклад в восстановление монастыря не только деньгами, но и посильной помощью в строительных работах.

Главные исторические вехи жизни обители

Древнейшая иноческая обитель Руси Муромский Спасский монастырь основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем — монашескую обитель для христианского просвещения Муромской земли. 

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах обители пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался), прп. Серафим Саровский, посещавший своего сотаинника — святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна яркая страница в истории связана с Иоанном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. Город был по сути превращен в военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правобережье Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее.

Иоанн Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. 

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное  событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.

Воины и их сродники особо почитают хранящийся в обители образ св. вмч. Георгия Победоносца с древним мощевиком.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи старца Серафима.

Древняя обитель, неоднократно за свою многовековую историю претерпевавшая разорение (в ХШ в. — от монголо-татар, в ХVII в. — от поляков, в ХХ в. — от советской власти), ныне возрождена из руин.

Другие статьи

Читайте Патриарха. Как Церкви удалось предсказать главные события современности

«Благовестите день от дне спасение Бога нашего». К 55-летию монашеского пострига и диаконской хиротонии Святейшего Патриарха Кирилла

Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы

Идентичность в камне. В.Р. Легойда о храмостроительстве — к 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла

«Духовное образование — в самой сердцевине церковной жизни». О развитии высшего духовного образования под руководством Предстоятеля Русской Церкви

Деятельность Церкви в 2009-2024 гг. Некоторые итоги и цифры

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Рождественское обращение Святейшего Патриарха Кирилла к телезрителям

В гости к Патриарху. Дети Донбасса побывали в Москве

Вклад Святейшего Патриарха Кирилла в укрепление межправославного единства на фоне вторжения Константинопольского Патриархата на Украину