Всемирный русский народный собор (ВРНС), учрежденный Русской православной церковью и рядом общественных организаций, начал работу над концептуальным документом о достоинстве и правах человека.
Старт работе над документом был дан на рабочем совещании, которое прошло в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата 18 мая под руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, сообщили «Интерфаксу» в пятницу в ОВЦС. По его словам, «документ призван отражать не сугубо церковный, а религиозно-общественный взгляд на права и достоинство человеческой личности».
«Он должен быть приемлем не только для православных верующих, но и для представителей иных традиционных религий России, а также людей, напрямую не связывающих себя с какой-либо религиозной традицией, но являющихся людьми мыслящими, не склонными бездумно следовать за идеологией, доминирующей в современных политических кругах и СМИ», — сказал владыка, выступая на рабочем совещании.
Митрополит напомнил, что Русская Православная Церковь в Основах своей социальной концепции уже начала осмыслять права человека. Он также дал положительную оценку наработкам в этой области некоторых православных общественных организаций, таких как общество «Радонеж» и Союз православных граждан, которые в последние годы активно занимались осмыслением этой темы и осуществляли правозащитную деятельность.
Руководствуясь имеющимися наработками, митрополит Кирилл предложил в будущем документе дать ответы на следующие вопросы: «Каковы религиозные и философские достоинства личности и прав человека? Как онтологическое достоинство личности сочетается с практической реализацией этого достоинства? Что такое права человека?» Иерарх также сказал, что «документ должен ответить на вопрос, есть ли ценности, стоящие выше прав и свобод человека».
Особую тему, по мнению митрополита Кирилла, составляет проблема поиска стыковочных узлов между гуманистическим и традиционно-религиозным подходом к правам человека. По его мнению, одним из таких «узлов» могла бы стать тема нравственной ответственности личности и общества. «Вопрос ограничения прав человека, соотнесения их с ответственностью и обязанностями составляет особый предмет рассмотрения», — сказал он, напомнив, что многие универсальные и региональные международно-правовые акты по правам человека допускают ограничения прав по таким основаниям, как уважение прав и свобод других лиц, требования морали, общественный порядок.
«К сожалению, — посетовал митрополит, — не все из этих оснований работают. Пожалуй, реально речь идет лишь об уважении прав и свобод других лиц, которое чаще всего толкуется таким образом, что действия индивида не должны создавать препятствий для подобных или сравнимых действий других лиц. Требования морали становятся все более «резиновой» категорией в праве, что отражает разброс понятий о моральном и аморальном в современных обществах». Говоря об этом, митрополит предложил рассмотреть вопрос о защите моральных установок, присущих обществу, в форме коллективных прав, поскольку мораль, отметил он, «обладает как личным, так и коллективным компонентами».