12 октября 2010 года в гостинице «Даниловская» прошел международный симпозиум на тему «Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков: опыт России и Италии».
В конференции приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых); кардинал Поль Пупар; президент Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян; заместитель председателя Внешэкономбанка С.А. Васильев; ответственный секретарь экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, секретарь Клуба православных предпринимателей П.А. Шашкин; депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам П.А. Медведев; глава международного департамента банковской группы UBI Banca Д. Тромби; православные и католические священнослужители, главы итальянских и российских финансовых организаций.
В ходе дискуссии обсуждались вопросы, касающиеся нравственных принципов предпринимательской деятельности, практического применения этического кодекса в работе банков, рассматривались духовные причины мирового экономического кризиса и попытки его преодоления путем изменения ценностного базиса.
Заседание открылось выступлением кардинала Поля Пупара, в прошлом президента Папского совета по культуре. Затем слово взял президент Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян, подчеркнувший значимость этического аспекта банковской деятельности, от которого зависит здоровье не только самой банковской системы, но и общества в целом. Комментируя некоторые положения «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании» в рамках Всемирного русского народного собора, президент Ассоциации российских банков акцентировал внимание на том, что с 1992 года российское бизнес-сообщество также приняло ряд подобных документов: «Кодекс чести банкира», «Кодекс этических принципов банковского дела». «К сожалению, в России часто культивируется богатство ради богатства», — сказал Г.А. Тосунян, призывая пропагандировать благотворительность и поддерживать инициативы, направленные на утверждение этических основ в бизнесе. «Нельзя заставить заниматься благотворительностью: это желание должно исходить не из обязательств, а по велению души, и в этом нам помогает Церковь», — подчеркнул докладчик.
Заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых) выразил уверенность в том, что нравственность — это не роскошь, а необходимый элемент успеха долгосрочной экономической деятельности. В своем выступлении отец Филипп рассказал о специфической проблеме русского сознания в вопросах отношения к материальным ценностям и богатству: «Верующие люди боятся заниматься материальной сферой жизни, а когда Церковь говорит о проблемах экономики и финансов, то это зачастую воспринимается как посягательство на материальные блага вместо заботы о благах духовных. В нашей культуре эта дискуссия началась в XVI веке между сторонниками преподобного Нила Сорского (нестяжателями) и сторонниками преподобного Иосифа Волоцкого, считавшими, что материальные блага можно использовать как инструмент служения ближнему. Характерно, что Церковь канонизировала и Нила Сорского, и Иосифа Волоцкого, то есть оба эти пути приемлемы для православного сознания — как довольствование минимальными материальными потребностями, так и созидание богатства при условии его распределения в соответствии с христианскими ценностями. Несмотря на то, что этот кажущийся спор урегулирован, в нашем сознании необходимо провести серьезную работу, чтобы внимание Церкви к материальным вопросам не воспринималось как нечто противоестественное».
Ответственный секретарь Патриаршего совета «Экономика и этика» П.А. Шашкин в своем выступлении отметил, что посткризисное реформирование финансовой системы должно осуществляться с учетом ценностей, разделяемых всем православным миром, — эффективности, справедливости, солидарности. «Сегодня Совет "Экономика и этика" при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси успешно занимается разработкой модели ценностно-регулируемой экономики, которая может быть предложена в качестве адекватного ответа на вызовы модернизации и мирового экономического кризиса, — подчеркнул П.А. Шашкин. — Эта модель предполагает сочетание традиций и инноваций, эффективности и справедливости, связь материального благосостояния и социальной ответственности, солидарность и взаимопомощь граждан, социальных слоев и поколений, предполагает выработку высоких стандартов экономической, в том числе банковской этики».
Докладчик подчеркнул необходимость перевести дискуссию о христианском измерении экономики в практическую плоскость и профессионально оценить возможность применения христианских методов ведения хозяйствования в повседневной жизни, в том числе рассмотреть перспективы использования традиционных христианских финансовых инструментов (фидуциарных банков, кредитных кооперативов) в современных условиях. «Спрос на это в нашей стране огромный, — отметил П.А. Шашкин, — и банковский сектор играет здесь ключевую роль, поскольку вся современная экономическая система немыслима без эффективного кредитования».
Председатель совета директоров итальянского банка «Интеза» А. Фалико в своем выступлении сказал, что причины экономического краха заключаются в кризисе нравственных основ капиталистической экономики, поэтому необходимо полностью переосмыслить ее цели и задачи, обеспечив «справедливое распределение» в соответствии с принципами милосердия и социальной солидарности. Опираясь на принципы, изложенные в энциклике Папы Римского Бенедикта XVI «Caritas in Veritate» («Милосердие в истине»), А. Фалико подчеркнул, что в экономике должна произойти «культурно-этическая революция», к которой следует стремиться всем христианам, работающим в банковской отрасли.
Подводя итоги симпозиума, кардинал Поль Пупар отметил, что у итальянцев и россиян общее понимание неразделимости этики и экономики, и призвал к осознанию взаимной ответственности всех участников финансовых процессов.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru