В наше время обычным делом стало применение терминов «политкорректность», «толерантность», «свобода совести» при описании желательной картины межконфессиональных взаимоотношений. В этом смысле важно правильно оценить исторический опыт соседства различных религий. Если в Российской империи, где господствующей конфессией была Православная Церковь, накоплен огромный положительный опыт добрососедства и толерантного отношения к религиозным меньшинствам, то в других регионах существует иной опыт — не столь оптимистический, о котором и рассказывает рецензируемая книга.
Во второй половине XV века ряд православных государств и народов в Малой Азии и на Балканах был окончательно завоеван турками. Изначально достаточно терпимая политика завоевателей по отношению к христианскому населению империи со временем превратилась в тяжелую кабалу. На христиан были наложены разного рода ограничения. Они не могли открыто исповедовать свою веру, не имели права устраивать крестные ходы, бить в колокола, собирать единоверцев в своих жилищах для молитвы, строить часовни или церкви, носить оружие и одинаковую с мусульманами одежду. Практически всех христианских народов, населявших Османскую империю, коснулся процесс частичной или массовой исламизации.
Некоторые христиане, не выдержав жестокости турок или из-за опасения за свою семью, переходили в мусульманство только внешне, при этом внутренне сохраняя верность православию. Они совершали богослужения в подземных, катакомбных церквях. Феномен тайного христианства возник еще в Византии, с началом арабских завоеваний.
С другой стороны, годы турецкого владычества принесли Церкви и сотни новомучеников за веру. «Как не должно возблагодарить Бога тем, кто видит стольких мучеников, которые, дабы сохранить свободу и благородство нашей христианской веры, пренебрегли богатством, славой, развлечениями, и всеми прочими телесными удовольствиями, и с готовностью предали себя на смерть!» — восклицает преподобный Никодим Святогорец. Множество христиан шли путем открытого мученичества за веру. Почитание мучеников, пострадавших в Османской империи, было широко распространено и на Руси довольно с ранних времен.
В представленной вниманию читателя книге собраны исторические и агиографические тексты, повествующие в жизни и подвигах христиан на землях Османской империи (Македония, Фракия, Эпир, Крит, Понт, Малая Азия, Кипр, Сербия, Болгария), о реальных судьбах людей в годы турецкого владычества (XV-XIX вв.) и после освобождения (XX век).
Большинство текстов публикуются на русском языке впервые. Составители снабдили книгу необходимыми пояснениями и комментариями, а также словарем специфических слов и понятий.
Александр Юрьев